- исключить требование установки прибора силами РСО в безусловном порядке, как противоречащую действующим нормам гражданского и жилищного законодательства;
- сохранить право установки прибора учета силами РСО, в случае если такое решение принято собственниками исключительно в порядке предоплаты (не в рассрочку);
- в противном случае, предусмотреть право РСО и обязанность тарифного регулятора учитывать затраты на осуществление установки приборов учета в тарифном решении сверх установленных предельных коэффициентов. А при предоставлении рассрочки на установку учитывать в тарифных решениях реальные банковские ставки кредитовании РСО, поскольку ставка рефинансирования не соответствует реальным банковским кредитным ставкам либо законодательно предусмотреть льготные кредитные ставки для РСО.
Закон, призванный урегулировать проблемы при оказании услуг теплоснабжения, не содержит решений назревших вопросов:
1. Не изданы подзаконные акты, определяющие механизмы и методы исполнения требований закона.
2. Не определен порядок ограничения злостных неплательщиков - физических лиц и жилищных организаций.
Невозможно прекратить подачу тепловой энергии злостным неплательщикам - физическим лицам и неплательщикам - управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирным жилым домом (ТСЖ).
3. Не регламентирован порядок недопущения омертвления задолженности жилищными организациями.
4. Не регламентирован порядок передачи объекта и инженерных коммуникаций от застройщика к управляющей организации с учетом недопущения образования задолженности перед РСО
Как правило, у застройщика до момента перехода дома на обслуживание управляющей организации (ТСЖ) складывается задолженность перед ресурсоснабжающей организацией, которая является сложной к взысканию, так как управляющая компания (ТСЖ) производит расчеты только за собственное потребление, без учета задолженности по объекту.
В настоящее время управляющие компании оплачивают тепло и несут ответственность только от стены дома, а участок сети после ввода объекта в эксплуатацию и передачи в управляющую компанию бросается застройщиком и формально ответственность за него начинает нести ресурсоснабжающая организация;
С учетом изложенного, предлагается:
- прямо предусмотреть в Законе «О теплоснабжении» и Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлениями Правительства от 23.05.2006 №307 и от 06.05.2011 №354 право РСО приостанавливать поставку ресурсов (тепловой энергии и горячей воды) при наличии задолженности по оплате со стороны как управляющих компаний (ТСЖ), так и физических лиц:
-в ст. 21 190-ФЗ предусмотреть объем страховой суммы обеспечивающей отсутствие просрочки в оплате управляющей организацией (ТСЖ) полученной тепловой энергии;
-определить ответственность управляющих организаций (ТСЖ) за неоплату услуг отопления и горячего водоснабжения; закрепить обязательность передачи задолженности от застройщика к управляющей организации (ТСЖ), и от ТСЖ к ТСЖ;
-закрепить обязанность взыскания задолженности с жильцов многоквартирного дома за управляющей организацией (ТСЖ);
-установить в 190-ФЗ «о теплоснабжении» порядок передачи управления многоквартирным домом от застройщика в управляющую компанию (ТСЖ) и от одной управляющей организации в другую, исключающий возможность образования задолженности перед РСО (согласно приложения).
-законодательно закрепить ответственность застройщика жилого дома за эксплуатацию присоединенных к построенным объектам (прежде всего жилым домам) участков тепловых сетей и оплату потерь до момента передачи данной трассы в муниципальную собственность.[9]
В настоящий момент процедуру согласования проходит проект правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, в который и предлагается внести коррективы для устранения замечаний до официального издания в СМИ.
Тарифная политика проводимая в России не позволяет реализовать формирование тарифа на основе принципа экономически обоснованных затрат, поскольку рост тарифа искусственно ограничивается государством на уровне региональных органов регулирования при установлении предельного роста тарифа на очередной период регулирования методом индексации с использованием оптимистичного прогноза Минэконома РФ, зачастую без учета дополнительных факторов.
На Федеральном уровне устанавливается предельный максимальный уровень роста тарифов для населения, не учитывающий специфику регионов, в частности наличие перекрестного субсидирования между населением и юридическими лицами, ликвидация которого требует установления более высоких темпов роста тарифа для населения или компенсации межтарифной разницы из соответствующего бюджета, средств на которую в бюджете не предусмотрено.