Одной из мер защиты прав ОАО «ТГК-14» как организации, которая оказывает коммунальные услуги гражданам, является применение п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по постановлению Правительства №307, п. п. в. п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по постановлению Правительства №354, в соответствии с которым предусматривается, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг… за исключением отопления…
Однако, факт что ОАО «ТГК-14» исполняет данную норму и производит ограничение услуги горячего водоснабжения потребителям, не позволяет эффективно сокращать задолженность, поскольку основная сумма более 80% складывается по услуге отопления.
Предлагается убрать из п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по постановлению Правительства №307, и п. п. в. п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по постановлению Правительства №354, «за исключением отопления», предусмотрев норму о минимальном уровне теплоснабжения потребителя.
Поставку тепловой энергии потребителям ОАО «ТГК-14» осуществляет по договорам энергоснабжения, которые являются разновидностью договора купли-продажи (т. е. не дарения и не займа).
Как известно, по договору купли-продажи обязанность передать товар возникает у продавца лишь при условии оплаты за товар (а не безвозмездно). Поэтому в случаях, когда договор энергоснабжения заключен ресурсоснабжающей организацией с товариществами собственников жилья или с управляющими компаниями (с юридическими лицами), ресурсоснабжающая организация вправе в соответствии с положениями ст. ст. 546, 523, 486 ГК РФ, п. п. 3, 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1, и договорами на поставку тепловой энергии в горячей воде, производить ограничение горячего водоснабжения в отношении указанных лиц.
Однако на практике ОАО «ТГК-14» и некоторые иные территориальные генерирующие компании столкнулись с проблемой «недопонимания» этого элементарного положения.
Так, в случае отключения должника – ТСЖ или управляющей компании жилищная инспекция настаивает на подключении его вновь, мотивируя это тем, что теплоснабжающая организация не вправе отключить должника вовсе. Кроме того, отключение такого рода потребителей приводит к преследованию компании со стороны прокуратуры и УФАС.
Понуждение ресурсоснабжающей организации к возобновлению оказания услуг должнику без погашения долга приводит лишь к дальнейшему росту задолженности и невозможности для ресурсоснабжающей организации исполнить уже свои обязательства перед поставщиками - по оплате топлива для подготовки к отопительному сезону, по проведению ремонтов изношенного оборудования и сетей, перед работниками – по своевременной выплате заработной платы.
Кроме того, согласно п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по постановлению Правительства №307, п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по постановлению Правительства №354, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.[5]
В соответствии с вышеизложенным, предлагается:
- утвердить правомочность применения ст. 546, 523, 486 ГК РФ, п. п. 3, 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1 в отношении управляющих компаний и ТСЖ;
- внести изменения в постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (в редакции от 06.05.2011) и от 6 мая 2011 г. №354 разрешающие проведение ограничение услуги отопления, предусматривающие норму о минимальном уровне теплоснабжения многоквартирного жилого дома. Ограничение разрешить после просрочки двух периодов оплаты.
- законодательно оформить норму, позволяющую ограничивать теплоснабжение юридических лиц вне зависимости от форм собственности и рода деятельности при просрочке задолженности за потребленную тепловую энергию более чем на 1 платежный период.