Проблема управляющих организаций, накопивших значительные долги и прекращающих свою деятельность по той или иной причине, остро стоит не только в нашем регионе: при наличии задолженности ТСЖ (УК) перед ресурсоснабжающими организациями, собственники вправе перейти (создать) в новое ТСЖ (УК) и, что называется, начать потребление услуг «с чистого листа».
В то же время ресурсоснабжающая организация не обладает реальными механизмами взыскания задолженности, поскольку предыдущее ТСЖ (УК) не имеет источников дохода и фактически несостоятельно (банкрот), а вновь созданное ТСЖ (УК), равно как и собственники квартир – не несут ответственности по долгам предыдущей управляющей организации.
Более того, в случаях, когда налицо хищение отдельными руководителями ТСЖ (УК) денежных средств, поступающих от жильцов многоквартирного дома, органы внутренних дел попросту не в состоянии оперативно принимать меры к таким лицам, тем более обеспечивать оперативный возврат похищенных денежных средств.
Из четырех направленных заявлений в органы внутренних дел в отношении руководителей ТСЖ «Капитель», ООО «ЖЭУ», УК «Быт», ДУ «Пионер СК», уголовное дело было возбуждено только в отношении председателя ТСЖ «Капитель» по ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями) - и то, после нескольких месяцев сбора необходимых доказательств и направленных ОАО «ТГК-14» жалоб. Более того, расследование по уголовному делу до настоящего времени не завершено.[6]
Таким образом, ОАО «ТГК-14», получая в свой адрес различного рода предостережения, представления, определения судов о недопустимости введения режимов ограничений и нарушения прав граждан - добросовестных плательщиков, вынуждено рассматривать договоры энергоснабжения, заключаемые с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, фактически договорами дарения.
Несовершенство законодательства в части применения мер к управляющим компаниям и ТСЖ и полная произвольность смены управляющей организации на любой стадии ее деятельности, приводит к появлению у компании, производящей энергоресурсы, огромных, не покрываемых в дальнейшем убытков.
С целью законодательного оформления отношений с управляющими компаниями и ТСЖ, предлагается:
1. Установить в УК РФ норму, аналогичную п. 2 ст. 176, ст. 285.1, ст. 285.2 УК РФ (о нецелевом расходовании средств).
2. Ввести солидарную ответственность собственника жилищного фонда по долгам управляющей организации, членов ТСЖ – по долгам ТСЖ.
3. Предусмотреть право нанимателей и собственников помещений самостоятельно определить выбор между оплатой коммунальных услуг через управляющую организацию или непосредственно ресурсоснабжающей организации.
4. Установить конкурсную процедуру выбора УК, в которой предусмотреть предоставление гарантий (банковской или муниципалитета) оплаты услуг ресурсоснабжающей организации).
5. Разработать и внедрить программу прямого субсидирования РСО из бюджета для погашения безнадежной задолженности граждан.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №307 в редакции от 06.05.2011г., и постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 устанавливается порядок учета показаний приборов учета тепловой энергии и горячей воды, при котором потребитель обязан ежемесячно передавать показания, а РСО в праве осуществлять проверку прибора и правильности показаний.
Однако, если потребитель не передал показания прибора, указанными постановлениями устанавливается достаточно сложный порядок взаимодействия РСО и потребителя, который приводит либо к невозможности проведения предъявления к оплате отпущенных услуг, либо к значительному усложнению порядка расчетов. Так сначала предписывается предъявлять к оплате среднегодовое потребление по показаниям прибора, а лишь затем при выполнении целого ряда формальных процедур (согласование проверки, проверка, составление акта, отказ от допуска и т. п.) переход на расчет по нормативам потребления.
Таким образом, предлагается упростить процедуру расчетов при нарушении потребителем обязанности по передаче показаний прибора учета в РСО. То есть, разрешить РСО уведомлять потребителей посредствам СМС и/или телефонной связи, а при отсутствии переданных показаний прибора учета, разрешить РСО проведение начислений по нормативам потребления в безусловном порядке с перерасчетом при предоставлении потребителем показаний прибора учета.[7]
Законодательными и нормативно - правовыми актами РФ установлен порядок расчетов, при котором значительная часть потребителей имеет право на льготные сроки оплаты: так бюджетные организации, физические лица и управляющие компании имеют право оплачивать услуги в месяце, следующем за месяцем получения услуг. Также все без исключения потребители юридические лица имеют право на окончательный расчет за полученные услуги в месяце, следующем за расчетным.