В деятельности банка важную роль играет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении средств и их источников.
Задачи бухгалтерского учета в КБ:
1) Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственных процессах и результатах деятельности банка, необходимой для оперативного руководства и составления отчетности.
2) Контроль за наличием и движением денежных средств, материальных и нематериальных ценностей, финансовых ресурсов и других ценностей и их источников.
3) Обеспечение клиентов банка своевременной и точной информацией о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах.
Следуя единым методологическим основам, бухгалтерский учет в банке имеет отличительные черты, обусловленные спецификой обслуживаемой сферы денежного обращения, что отражается в организации учетно-операционной работы. Основная доля операций, осуществляемых в банке - операции, связанные с движением денежных средств, платежей и расчетов. Это предопределяет особые требования к их документальному оформлению, организации документооборота, хранению документов, учету и отчетности банка.
Организация учетно-операционной работы в банке включает:
1) построение учетно-операционного аппарата;
2) организацию рабочего дня и документооборота;
3) внутрибанковский контроль.
Организация учетно-операционной работы в банке должна обеспечить выполнение следующих условий:
1) Все операции с документами, принятыми от клиентов в течение операционного времени отражаются в бухгалтерском учете в тот же день (операционное время устанавливается банком самостоятельно).
2) Передача обработанных документов на ВЦ банка производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее чем за 1,5 - 2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую информацию, обработать ее для составления отчетности текущего дня.
3) Бухгалтерский ежедневный баланс составляется не позднее следующего рабочего дня (так как выписки с корреспондентских счетов банка поступают на следующий после проведенных операций день).
Организация учетно-операционной работы требует установления в учреждении банка порядка прохождения документов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем.
- Понятие банковской документации и виды документов; внутрибанковский контроль
- Баланс банка и принципы его построения
- Характеристика активных и пассивных счетов баланса банка
- Учет и оформление межфилиальных расчетов
- Порядок расчетов чеками
- Порядок и учет операций по расчетам платежными требованиями
- Учет операций по формированию уставного капитала банка
- Учет специальных фондов банка и порядок их использования
- Учет операций с драгоценными металлами и их котировка
- Учет и оформление операций с основными средствами банка
- Учет и оформление операций с нематериальными активами