По мнению некоторых банкиров, темп роста объемов потребительского кредитования снизится. Если последние несколько лет этот показатель удваивался, то в 2006 году его рост не превысит 60—70%.
Исключение составит ипотечное кредитование, объемы которого возрастут где-то на 100%.
В настоящее время продолжается бурное развитие пластиковых средств платежа в России. В прошлом году рост объемов составил более 70% В общей сложности российские банки выпустили более 50 тыс. карточек «Виза» и около 15 тыс. карточек «Еврокард/Мастеркард», но пока в очень небольшом объеме, под залог больших страховых депозитов.
В погоне за международными карточками и в условиях препятствий со стороны соответствующих ассоциаций некоторые банки пошли по пути подписания агентских соглашений с зарубежными финансовыми институтами, то есть начали предлагать своим клиентам карточки, эмитируемые иностранными банками. До сих пор остаются сомнения в правомерности такой деятельности прежде всего с точки зрения внутренних правил самих «Визы» и «Европея». Тем не менее эта практика продолжается и поныне.
За несколько лет, прошедших со дня появления первой международной пластиковой карточки, эмитированной российским банком, рынок разительно изменился: количество выпущенных карточек приближается к миллиону, российские банки ведут самостоятельный эквайринг, в самое ближайшее время начнет работать внутрироссийский клиринг. Россия стала полноправным регионом в международных карточных платежных системах.
Наряду с рынком международных карточек фактически на пустом месте появился рынок российских карточек. Сегодня уже созданы и чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на пластиковых карточках.
Главными целями программы развития системы пластиковых карт Банка "Русский Стандарт" являются два взаимосвязанных аспекта:
− получение Банком прибыли от реализации данной программы за счет привлечения новых клиентов и дополнительных средств;
− предоставление клиентам банковских услуг на мировом уровне.
Развитие в Банка "Русский Стандарт" системы пластиковых карт создало почву для дальнейшего продвижения в этом направлении. На сегодняшний день в Банке "Русский Сстандарт":
− эксплуатируются в течении полутора лет 23 автономных программно-аппаратных комплекса, представляющих собой мини процессинговый центр каждого филиала и обеспечивающих в частности выдачу наличных через банкомат и оплату покупок через POS- терминалы по локальным карточкам Банка;
− начата выдача зарплатных и корпоративных карт сотрудникам предприятий-клиентов различных филиалов Банка "Русский Стандарт";
Банкомат может, по статистическим данным, обслуживать от 1000 до 1500 держателей карт. Сегодня количество держателей карт, приходящихся на банкомат в СБ РФ, не превышает 250 человек, а в некоторых филиалах составляет около 80 человек. Таким образом, банкоматы загружены на 8-25% и способны обслуживать еще как минимум 850-950 человек каждый:
− на основании заявок филиалов, составлен перечень предприятий-клиентов банка, заинтересованных в выдаче заработной платы при помощи пластиковой карты;
− проведен статистический анализ движения средств на карточных счетах;
− выработана нормативная база работы с пластиковыми карточками;
− в филиалах и Правлении созданы службы ведения карточных счетов и ведения процессинга. Решены вопросы технического обслуживания банкоматов и обслуживания программного обеспечения;
− банк стал ассоциированным членом VISA International. С середины декабря 1996 года Банком начата эмиссия собственных карточек VISA.
На базе этих результатов разработана Программа дальнейшего развития системы пластиковых карт Банка "Русский Стандарт".
В настоящее время в Банке "Русский Стандарт" создана техническая и организационная структура и накоплен необходимый опыт для реализации в кратчайшие сроки высокоприбыльных финансовых проектов с использование пластиковых карт.
Рассмотрим программу развития системы пластиковых карт Банка "Русский Стандарт".
Схема 1. Программа развития системы пластиковых карточек
Программа включает в себя четыре этапа и рассчитана на реализацию в течение двух лет.
1 Этап. Получение дохода от существующих систем пластиковых карт.
Целью этого этапа является повышение доходности карточных проектов СБ РФ на уже существующей организационной и технической базе без привлечения новых капитальных вложений.
Поскольку расположенные в филиалах банкоматы позволяют обслуживать дополнительно не менее 850 человек, то наиболее быстрым способом достижения поставленной цели является привлечение сотрудников корпоративных клиентов филиалов для выдачи зарплаты через банкомат Россошанского филиала сотрудникам одного из его клиентов.
2 Этап. Развитие зарплатных проектов и международных пластиковых карт.