Довольно высокие темпы экономического роста вместе со снижающимся уровнем инфляции и растущими денежными доходами сформировали у российского населения оптимистичную оценку будущего материального положения, а значит, привели к принципиальной возможности обращаться за банковскими кредитами. Кроме того, к началу 2003 года банковские ставки по кредитам для населения, до этого времени находившиеся на непомерно высоком уровне - свыше 30% годовых, - снизились до в целом «терпимых» 18 - 25% годовых. В 2006 - 2007 годах спрос на услуги по банковскому кредитованию со стороны населения приобрел цепной характер. Люди стали повторно обращаться за кредитом, и более половины населения отдельных регионов было вовлечено в процесс кредитования. У населения появилась привычка жить в долг. В результате объем кредитов удваивается ежегодно.
Однако на «безоблачном» фоне ежегодного удвоения бизнеса намечаются негативные тенденции. Прежде всего, беспокоит рост просроченной задолженности, особенно в сегменте экспресс - кредитования. За девять месяцев 2005 года объем выданных кредитов увеличился примерно на 57%, а размер просроченной задолженности - в 2,2 раза. В обществе зарождается класс заядлых неплательщиков - людей, которые принципиально не возвращают кредиты, особенно взятые в небольшом объеме. К работе с плохими долгами банки начинают привлекать специализированные коллекторские агентства. По данным последних, ни один банк в настоящее время не имеет доли просрочки в портфеле менее 7%, и только 30% просроченной задолженности урегулируется банками самостоятельно. Кризис на рынке потребительских долгов диагностируется как «медицинский факт».
Средние ставки по потребительским кредитам упали за последний год примерно на 1% в валюте и на 4 - 5% в рублях. Средние ставки по потребительским кредитам варьируются на уровне 12 - 14% годовых в валюте и 16 - 18% в рублях. Дальнейшее снижение ставок при обострении конкуренции могут остановить инфляция и рост числа недобросовестных заемщиков.
Около 80% рынка розничного кредитования контролируют 30 крупнейших игроков, причем Сбербанк сохраняет пятикратный отрыв по сумме выданных кредитов от второго лидера, «РУССКОГО СТАНДАРТА». Лидеры по динамике роста кредитов - «РОСБАНК» (после присоединения банков группы «О.В.К.»), «ИМПЭКСБАНК» и «СИТИБАНК». Целая группа менее крупных банков из первой сотни также увеличивает свои портфели с темпами, превышающими 60% в год.
Пятерка лидеров в области ипотеки: Сбербанк, группа ВТБ, «РАЙФФАЙЗЕНБАНК» Австрия, «УРАЛСИБ», «ДЕЛЬТАКРЕДИТ». В области автокредитования лидируют «РОСБАНК», группа «МДМ», «РАЙФФАЙЗЕНБАНК», «УРАЛСИБ» и «МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ БАНК». Характерно, что у большинства банков первой десятки в области автокредитования доля автокредитов в задолженности физических лиц на балансе превосходит 50%. В области потребительского кредитования; Сбербанк, «РУССКИЙ СТАНДАРТ», «РОСБАНК», «УРАЛСИБ» и «ХКФБ». Сбербанк, вероятно, еще очень долго будет оставаться лидером, причем отмечается возросшая рекламная активность банка, которая может свидетельствовать о наличии стратегического решения о работе на рынке.
За последнее время ставки по корпоративным рублевым кредитам сократились более чем в три раза, а по кредитам для физических лиц – менее чем в два раза. По долларовым кредитам цифры снизились соответственно в 1,4 и 1,2 раза. А дополнительная маржа, которую банк получает при выдаче кредитов частным лицам, увеличилась за эти годы по рублевым займам с 5,4 до 9 процентных пунктов, а по долларовым с 1,3 до 2,4. Иными словами, кредит населению в размере 1 млн. руб. в среднем принес на 50 тыс. руб. больше балансовой прибыли, чем кредитование предприятий на ту же сумму. В лидерах рынка потребительского кредитования устойчиво закрепились шесть банков - СБЕРБАНК РОССИИ, «РУССКИЙ СТАНДАРТ», РОСБАНК, УРАЛСИБ, чешский банк «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС» («ХКФ Банк») и «RAIFFEISENBANK». Процентный пункт прибавил «УРАЛСИБ», на 0,5 пункта - «RAIFFEISENBANK». А вот доля остальных кредитных организаций, не вошедших в эту шестерку, снизилась более чем на 10 процентных пунктов, что говорит о росте концентрации бизнеса.
Конкуренция банков за внимание частного клиента на рынке кредитования серьезно осложняется неравными возможностями участвующих в ней игроков. Никто, к примеру, не может конкурировать со СБЕРБАНКОМ по числу филиалов. Проблему «малофилиальности» банки пытаются решить с помощью различных маркетинговых стратегий. Пожалуй, одним их самых дешевых способов «хождения банкиров в народ» стала выдача экспресс - кредитов, впервые опробованная в нашей стране в 2000 г. банком «РУССКИЙ СТАНДАРТ». Вслед за «РУССКИМ СТАНДАРТОМ» на «экспресс - кредиторскую» стезю вступили «ХКФ Банк» и банк «Центральное О.В.К.», ныне ставший частью «РОСБАНКа».
В основе этой маркетинговой стратегии лежит довольно рискованный принцип минимизации требований к кредитоспособности заемщика, компенсируемый более высоким уровнем процентной ставки. Этот вид продвижения требует от кредитных организаций незначительных затрат на организацию офиса, который, как правило, открывают прямо в магазине. Но зато банковским менеджерам приходится тратить много времени для достижения договоренностей с торговыми центрами, особенно в последнее время, когда кредитные организации стали активно конкурировать за право работать в наиболее доходных торговых сетях.