Рисунок 1.3 Матрица текущего и искомого состояния компании [8]
Действия и дополнительные возможности
Компании должны искать недооцененные активы. Планируя активное проникновение в управление приобретенными или консолидированными активами, компании должны планировать не только работу по сохранению и улучшению ключевых финансовых показателей, но и обращать пристальное внимание на весь комплекс вопросов, оказывающих прямое и непосредственное влияние на реализацию стратегии бизнеса. Рассматривая интеграционный процесс как управляемый механизм, компании имеют возможности получения значительных дополнительных преимуществ и извлечения заложенного в сделке синергетического эффекта.
Необходимо еще раз отметить, что стратегия компании и синергия сделки M&A — это причина и логичное следствие, цель и один из способов достижения долгосрочных интересов компании. Обе составляющие процесса объединения усилий не являются самоцелью. Они призваны служить интересам компании и акционеров, формировать дополнительную стоимость бизнеса и способствовать выполнению компаниями своих социальных функций.
Классификация слияний и поглощений
С точки зрения итоговой цели любой современной корпорации слияния и поглощения являются равноприменяемыми способами осуществления корпоративной стратегии. Разработка такой стратегии представляет собой процесс, посредством которого руководители мобилизуют ресурсы компании для того, чтобы добиться конкурентных преимуществ. Процесс разработки стратегии также включает в себя поиск общих направлений, позволяющих фирме добиться конкурентных преимуществ и максимизировать свою стоимость, для чего необходимо выяснить, каковы сильные стороны компании по сравнению с конкурентами, а также определить способы повышения ее ценности для акционеров. Основываясь на таком понимании, компании регулярно определяют области хозяйственно-экономической деятельности, в которых они могут реализовать конкурентные преимущества и таким образом получить самые высокие доходы. Результатом может стать решение выйти из некоторых областей хозяйственной деятельности и продать соответствующие подразделения компании или, наоборот, целесообразным окажется интенсивнее использовать существующие преимущества, расширить определенное направление бизнеса или добавить родственный к портфелю компании. Известно, что при слиянии двух компаний (или присоединении одной компании к другой) возникает эффект синергии или эффект слияния, заключающийся в том, что вновь образующееся целое в экономическом смысле оказывается большим (более сильным и значимым), чем простая арифметическая сумма объединяющихся частей; иными словами, в данном случае всем известное уравнение имеет вид: 2 + 2 = 5.[9] Остановимся на наиболее часто встречающихся видах слияния компаний.