На каждом из этапов происходит изучение преимуществ и недостатков будущей сделки. Переход к следующему шагу означает положительную оценку результатов предыдущего этапа. Визуально эти действия можно представить в виде левой части графика стандартного нормального распределения. Точка максимума соответствует достижению запланированного эффекта. Каждый этап приносит свой вклад в получение целевого эффекта, причем доля такого вклада возрастает по мере движения сделки. Возрастают и риски, связанные с достижением запланированного результата.
Вопрос, на который необходимо ответить, — на каком этапе значение функции достигает своего максимума, то есть искомый эффект от действия максимальный? В ходе предварительных исследований? В период подготовки и заключения контракта? Во время перехода к стадии интеграции? Напрашивается аналогия из теории катастроф, когда после прохождения некой невидимой точки структура продолжает двигаться по нисходящей или восходящей кривой, но это выясняется лишь через определенное время. Но, в отличие от классического примера планомерно развивающихся компаний, сделка M&A носит скорее стрессовый характер. Ее можно рассматривать как добровольное привнесение кризисного элемента в деловую практику компании. Сохранение первоначальных преимуществ требует от организаторов и исполнителей сделки соблюдения жесткого временного графика. В условиях планирования и проведения сделки M&A менеджеры вполне в состоянии держать под постоянным контролем высокую степень неопределенности и риска путем внимательной подготовки и осуществления важнейшего этапа — интеграции.
Фаза интеграции — заключительная в технологии. Все действия инициатора сделки, предваряющие собой заключение контракта, — это шаги по поиску и оценке активов, необходимых компании для осуществления части ее стратегии. Как брачный договор скрепляет основные договоренности сторон, так и контракт об объединении описывает в самых общих чертах будущее взаимодействие компаний как единого организма. Искомая цель организации сделки заключена не в контракте как таковом, не в объединении активов. Основная цель — достижение высокой степени интегрирования компаний, а также формирование мнения целевых аудиторий об очевидных преимуществах дальнейшей совместной работы двух компаний, которое приведет к росту капитализации (или увеличению справедливой стоимости) объединенной компании, созданию дополнительных условий стабильности, снижению рисков и увеличению благосостояния акционеров. Мы говорим о целях и преимуществах, которые могут быть реализованы в результате совместной работы, когда каждая компания готова и способна внести свой вклад в формирование дополнительной стоимости бизнеса. Разработка сделки, предварительный анализ и заключение контракта — это стадии подготовки к принятию решения и документальное подтверждение принятия решения, нахождение источника, но не готовая синергия сделки.
Интеграция компаний после сделки
Для менеджеров обоих компаний интеграция не представляет особых проблем, если с самого начала определены направления работы, по которым она проводится, определена степень взаимопроникновения, выработаны критерии оценки и целевые показатели. Перед компаниями встают следующие вопросы, требующие внимания при интеграции(рис.1.2).
Рисунок 1.2 Проблемы встающие перед компанией после M&A [6]
Важнейшим условием успеха является понимание всеми участниками процесса значения интеграции для будущего обеих компаний.
Консультанты
Одна из ключевых ролей в качественном планировании и сопровождении сделок M&A принадлежит консалтинговым компаниям. На стадии подготовки сделок компании, как правило, приглашают юридических и финансовых консультантов, считая их квалификацию необходимой для анализа условий проведения сделки и авторитетной оценки показателей. Однако возникает масса вопросов, решение которых не относится к компетенции традиционных консультантов. В последнее время мы наблюдаем устойчивый тренд среди крупных российских публичных и частных компаний по привлечению специалистов по связям с общественностью и стратегическому планированию к решению коммуникационных задач, координированию интеграционных процессов. При этом специалисты консалтинговой компании, привлекаемые для сопровождения сделок M&A, должны обладать не только знанием информационных технологий, но также иметь квалификацию, необходимую для свободного ведения диалога с менеджерами самого высокого уровня.
Реакции рынка
По мнению руководителей бизнеса, высших менеджеров, а также аналитиков и инвесторов, компании уделяют повышенное внимание фундаментальным и финансовым показателям.
В то же время исследования показывают, что привычные финансовые показатели не могут предоставить весь объем информации о компании, необходимой для принятия долгосрочных инвестиционных и управленческих решений. Так, по результатам некоторых исследований PwC, из 10 основных показателей деятельности предприятия финансовых — не более 3, остальные относятся к стратегии, маркетингу и персоналу. Игроки рынка корпоративных финансов, аналитики и инвесторы, открыто говорят о факторах, которые существенно влияют на формирование стоимости компании. В свою очередь и компании ставят финансовые показатели не на первое место в списке целей. Так, по результатам одного из исследований KPMG деятельности 700 компаний по M&A активности в период 2008–2010 годов, более 35% компаний ставили своей целью освоение новых географических рынков, и лишь 20% планировали достичь увеличения стоимости для своих акционеров.