Развитие практики актуарной оценки и систем риск-менеджмента должно быть сопряжено с внедрением и постоянным совершенствованием корпоративных ИТ-систем. Несмотря на сложность и дороговизну процессов автоматизации бизнеса, данная задача при ее грамотном решении позволит повысить эффективность деятельности за счет оптимизации бизнес-процессов, повышения оперативности и достоверности обрабатываемой информации, необходимой для управленческих решений, снижения объемов страхового мошенничества.
В рамках повышения удовлетворенности потребителей и реализации программ клиентоорентированности в качестве приоритетных проектов страховщиками должны рассматриваться совершенствование системы продаж и улучшения процессов урегулирования убытков.
Принципиальными изменениями при реорганизации системы распространения страховых продуктов должна стать работа продающих бизнес-единиц с фокусированием внимания на максимальном удовлетворении потребностей клиентов. Такая задача подразумевает ориентирование представителей страховщика не просто на продажу клиенту страховой услуги, а предложение оптимальной страховой защиты с наиболее подходящими клиенту параметрами и условиями, прозрачными и понятными ограничениями и исключениями из страховой защиты при должном уровне сервиса.
Особое внимание должно быть уделено улучшению системы урегулирования убытков страховщиков. В данном случае необходим широкий комплекс мер, направленный на проведение политики оперативного и качественного всех обоснованных заявленных страхователями претензий, - от развития соответствующей инфраструктуры до понимания сотрудниками страховщиков того, что экономия на выплатах посредством политики отказов и занижения сумм возмещения не совместима с понятием качественного обслуживания клиента.
Остается надеяться, что влияние финансового кризиса на страховой рынок выразится не только в снижении объема собираемых премий, но и заставит предпринимать страховщиков соответствующие меры, приоритетный характер которых будет стимулировать рост заинтересованности потребителей в страховых услугах требуемого качества. Также бы хотелось надеяться, что государство предложит новые меры, способствующие дальнейшему развитию рынка на основе налогового манипулирования потребителей и экономических стимулов механизма налогообложения деятельности страховщиков.