Нет сомнений в необходимости повышения ответственности и статуса межрегиональных инспекций путем расширения полномочий генерального инспектора в части решения вопросов организационно-штатного, материально-технического и социально-бытового характера (например, по утверждению положений о внутренних структурных подразделениях межрегиональных инспекций, должностных инструкций сотрудников внутренних структурных подразделений, графика отпусков и обучения сотрудников внутренних структурных подразделений, по подготовке и направлению в территориальные учреждения Банка России ежеквартальных планов командировок сотрудников внутренних структурных подразделений и др.). Также сохранена и продолжает совершенствоваться практика взаимодействия подразделений инспектирования и дистанционного надзора; достигается одна из главных целей эксперимента - повышение качества материалов проверок.
В условиях эксперимента Инспекцией № 3 проведено 109 проверок, в том числе 26 внеплановых. Таким образом, интенсивность проведения проверок (отношение количества проведенных проверок кредитных организаций к количеству действующих кредитных организаций) снизилась более чем на 20% (с 106% в 2008 г. до 85% в 2009 г.). Это стало возможным за счет более «точечного» характера проверок, когда приоритетными являются проверки кредитных организаций с наибольшей концентрацией рисков.
Активному внедрению содержательных подходов к организации и проведению проверок, усилению ответственности подразделений дистанционного и контактного надзора за качество подготавливаемых материалов способствуют действующие в рамках эксперимента регламенты взаимодействия указанных подразделений.
Большинство инспекционных подразделений отмечают по Северо-Западному федеральному округу возросшее качество и актуальность аналитических материалов, подготавливаемых подразделениями надзора на этапе предпроверочной подготовки.
Условия эксперимента позволили упростить процедуры привлечения сотрудников инспекционных подразделений к проверкам, проводимым в других регионах; существенно повысили гибкость при формировании Инспекцией № 3 рабочих групп из специалистов разных внутренних структурных подразделений («смешанных» рабочих групп). Такая практика позволяет инспекторам в рабочем режиме совершенствовать профессиональные навыки, обмениваться с коллегами опытом, практическими приемами и методиками осуществления проверок, добиться максимальной унификации оформления материалов проверок.
Анализ отчетов рабочих групп о ходе проведения проверок и их промежуточных результатах позволил оперативно реагировать на возникающие проблемные ситуации, корректировать действия рабочих групп, оказывать своевременную консультационную помощь. По результатам рассмотрения и анализа отчетов рабочих групп, в том числе принимались решения:
о продлении сроков проверок;
об увеличении проверяемого периода;
о детализации проверяемых вопросов;
об изменении состава рабочих групп.
Ознакомление подразделений дистанционного надзора с промежуточными результатами проверок в рамках мониторинга (как правило, на еженедельной основе) обеспечивает оперативность выработки и применения при необходимости мер надзорного реагирования на выявляемые в ходе проверки проблемные ситуации.
Как показала практика, временные затраты на осуществление мониторинга не являются избыточными: дополнительные усилия, связанные с подготовкой отчетов рабочих групп о ходе проведения проверок и их промежуточных результатах, в значительной мере компенсируются высоким качеством материалов, включаемых в акты проверок. Кроме того, осуществление мониторинга хода проверок дисциплинирует рабочую группу и концентрирует ее, прежде всего, на наиболее существенных вопросах проверки, способствует созданию условий для более четкого понимания стоящих перед рабочей группой задач, а также коллегиальной выработке наиболее эффективных путей их решения.