Успешное выполнение ключевой задачи банковской системы – трансформации сбережений в инвестиции – сдерживается пока еще не достаточным уровнем доверия к банковской системе и наличием факторов, сдерживающих ее развитие. Свою долю ответственности за такую ситуацию несет и Банк России, как институт, отвечающий за развитие и укрепление банковской системы, осуществление банковского регулирования и надзора.
Задача оптимизации регулятивных и надзорных процедур является одной из основных целей проводимой модернизации банковской системы Российской Федерации. Данной задаче уделено много внимания в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» и в последующем в других программных заявлениях Банка России.
Оптимизация банковского надзора предполагает:
1. смещение фокуса с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную и своевременную диагностику;
2. перестройка процедур взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков, устранение элементов формализма;
3. реинжиринг надзорных процедур – их рационализация и оптимизация.
Повышение эффективности надзорных процедур как актуальную задачу Банк России рассматривает в двух аспектах: в функциональном (стратегическом, системном) и в операционном.
Повышение функциональной эффективности предполагает развитие содержательного начала (компонента) банковского надзора и его ориентацию на реальные риски банковской деятельности. Это должно быть обеспечено развитием методики банковского регулирования, отвечающей задачам риск-ориентированного надзора, развитием практических навыков сотрудников, выполняющих надзорные функции, и развитием организационных форм надзора.
Параметры качественной диагностики кредитных организаций должны включать в себя:
оценку бизнес-перспектив деятельности банка;
оценку финансовой устойчивости банка;
оценку качества процедур управления в банке;
оценку качества менеджмента и корпоративного управления.
Серьезные задачи стоят и на сегодня уже решаются перед аналитическим компонентом, выступающим главной составляющей документарного надзора. Важнейшей функцией документарного анализа должна стать предварительная оценка ситуации в банках с выделением в их деятельности всех областей повышенного риска, включая концентрацию повышенного кредитного риска, качество управления, достоверность отчетности.
Особое внимание Банк России будет обращать на качество капитала банков, что предполагает всестороннюю оценку финансового положения учредителей и приобретателей существенных долей в уставных капиталах кредитных организаций, предотвращение использования схем фиктивной капитализации кредитных организаций. Банком России проводится работа, направленная на оптимизацию системы обязательных нормативов. По своему содержанию отдельные нормативы, прежде всего ликвидности, считаются критериальными. Однако, их невыполнение должно стать сигналом к проведению дополнительного содержательного анализа ситуации. При этом, прежде всего, должно быть выяснено, существует ли угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Иными словами, выяснение причин невыполнения нормативов в любом случае, последствий их нарушений и будет являться одним из шагов на пути от формального к содержательному подходу в банковском надзоре.
В целях повышения эффективности инспекционной деятельности Банка России с 1 января 2009 г. в Северо-Западном федеральном округе в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 25 августа 2008 г. осуществляется эксперимент по централизации инспекционной деятельности. Как показала практика, даже в сложившихся непростых экономических условиях повышенной сложности эксперимент позволил улучшить качество надзора. В частности, сократилось количество спорных ситуаций, возникающих между Банком России и кредитными организациями, минимизированы риски субъективных надзорных решений.