В настоящее время прорабатывается вопрос о распространении опыта эксперимента на другие регионы. Особо подчеркнул действенность выбранной тактики совершенствования надзорных функций Банка России, направленной на повышение эффективности взаимодействия подразделений контактного и дистанционного надзора, а также распределения их ответственности за оценку состояния поднадзорных банков и конечные результаты надзорной деятельности.
Сформированные в Северо-Западном федеральном округе условия осуществления инспекционной деятельности позволили с начала 2009 г. организовать мониторинг текущих результатов проверок кредитных организаций. Это действенный элемент оперативного управления инспекционной деятельностью, обеспечивающий дополнительный контроль качества организации и проведения проверок кредитных организаций, а также повышение их эффективности. В ходе мониторинга информация о промежуточных результатах проверок, в том числе выявленных негативных фактах в деятельности кредитных организаций, анализируется межрегиональной инспекцией и Главной инспекцией и доводится до сведения подразделений надзорного блока.
Такой режим позволяет оперативно получать мнения структурных подразделений Банка России о необходимости корректировки хода проверки, включая целесообразность дополнительного рассмотрения отдельных вопросов деятельности кредитных организаций, а также создает условия для, превентивного реагирования, своевременного исправления ситуации в кредитных организациях и предотвращения негативных последствий, связанных с выявленными нарушениями.
В случае необходимости подразделениями надзорного блока Банка России оперативно организуются совещания с руководством и собственниками банков, в ходе которых Банком России предлагается разработать мероприятия, направленные на исправление ситуации, реализация которых оценивается при дальнейшем осуществлении проверки.
Таким образом, повысилась эффективность взаимодействия структурных подразделений Банка России в период проведения проверок и реализации их результатов.
В ходе мониторинга осуществляется также координация встречных проверок, проводимых одновременно в нескольких банках (в том числе в рамках банковских групп, материнских и дочерних (аффилированных) структур), что позволяет выявлять операции по сокрытию реального качества активов.
Положительные результаты внедренных процедур мониторинга за организацией и проведением проверок в Инспекции № 3 позволили распространить в середине 2009 г. накопленный опыт сначала на проверки кредитных организаций, в отношении которых установлен специальный режим надзора (банки «второго контура»), а затем и на все проверки кредитных организаций. В целях реализации данных мероприятий было издано Письмо Банка России от 22.12.2009 № 175-Т «О представлении заключений по результатам проверок банков».
В настоящее время в рамках эксперимента осуществляется совершенствование механизмов внутреннего контроля на всех этапах инспекционной деятельности и мониторинга за организацией и проведением проверок. В связи с этим было предложено обсудить возможные пути оптимизации действующего режима подготовки и направления информации о ходе проверок.
По результатам сравнительного анализа заданий на проведение проверок в 2008 г. и в 2009 г. отмечается повышение их качества за счет включения обоснованных, детализированных вопросов. В настоящее время Главная инспекция совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора осуществляют подготовку рекомендаций по формированию риск-ориентированных заданий на проведение проверок, которые также предполагается апробировать в территориальных учреждениях Северо-Западного федерального округа.