Сегодня международное сообщество признало, что Россия на деле проводит большую работу по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.
Во многом этому способствовало принятие в 2001 г. закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем». Поскольку «отмывание» преступных доходов проводится в основном с использованием организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, закон, в первую очередь, направлен на получение и анализ информации из этих организаций о финансовых операциях, которые могут быть связаны с «отмыванием» денежных средств. В законопроекте определялся перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. К таким организациям относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды. По закону предусматривался единый для физических и юридических лиц размер, свыше которого операции подлежат обязательному контролю - 600 тысяч рублей (примерно 20 тыс. долл.).
Однако, несмотря не принятие этого закона, проблем остается немало. Счетная палата РФ проводит сейчас работу по проверке реализации законодательства о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступных путем, в банковской системе. Уже проведены контрольные мероприятия в 9 банках, в ходе которых выявлено немало недостатков. Глава контрольного ведомства высказал мнение, что российское законодательство пока не обеспечивает достаточной прозрачности функционирования банковской системы. В частности, еще не удается поставить надежный заслон на пути осуществления такого распространенного вида сомнительных финансовых операций, как «обналичивание».
Действительно, по данным российского МВД, недавно проведенные операции по пресечению отмывания денежных средств в России показали, что в 2004-2005 гг. руководители ряда банков незаконно обналичили свыше 200 млрд. руб., 391 млн. долл. и 66 млн. евро. Причем большая часть этих средств была выведена за рубеж[6].
Поэтому возникла необходимость усовершенствовать законодательство по противодействию отмыванию преступных доходов. В настоящее время ведется работа над уточнениями к Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кроме того, ЦБ РФ планирует ужесточить режим и для клиентов кредитных организаций. 18 октября Банк России опубликовал указание, которое уточняет критерии выявления недобросовестных клиентов банков на предмет отмывания денежных средств. Планируется, что теперь клиенты банков при оплате жилья, коммунальных услуг, услуг связи и расчетах бюджетов всех уровней на сумму более 30 тысяч рублей будут обязаны предъявлять паспорт. Ранее эта сумма должна была превысить 600 тысяч рублей или эквивалентную сумму в валюте.
Также банки будут обязаны идентифицировать клиента при осуществлении операций с денежными средствами в наличной форме с использованием программно-технического оборудования, электронных кассиров, банкоматов и других программно-технических комплексов (за исключением операций с использованием платежных (банковских) карт) независимо от размера операций. Ранее это требование действовало только на операции с суммой не менее 600 тыс. рублей (в любой валюте). Также исчезла оговорка, позволявшая не проводить идентификацию, если такие платежи осуществляются на счет, открытый в банке-нерезиденте. Прописываются и требования к действиям банкиров, когда им не удается в срок идентифицировать клиента. Ожидается, что все эти изменения будут способствовать решению упомянутой главой Счетной палаты проблемы обналичивания.