4) Как уже говорилось на сегодняшний день у российских банков имеется избыток ликвидности. Повышенная ликвидность начала формироваться у банков за счет привлечения в кризисный период дополнительных ресурсов от Банка России и Внешэкономбанка, а также собственных действий банков по активному привлечению средств населения. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура за последний год также немало способствовала росту средств на корпоративных счетах клиентов - экспортеров и смежных с ними компаний.
Все это наряду с сокращением объемов кредитования и привело к образованию у многих банков как государственных, так и частных значительных объемов ликвидных средств. В связи с этим банками принимаются соответствующие меры: в частности, банки заметно понизили привлекательность условий приема вкладов от населения. Кроме того, банки стараются задействовать имеющиеся ресурсы в операциях, которые ранее не были широко распространены: например, в операциях междилерского РЕПО, объем которых многократно возрос, а доходность доходит до 5-6% годовых. Но принципиально проблемы излишней банковской ликвидности это не решит. Кардинальное решение проблемы может лежать только в плоскости восстановления объемов кредитования, которое зависит от улучшения общей экономической ситуации, решения проблемы "плохих" долгов, восстановления конкуренции в банковском секторе и многих других факторов.
5) В числе мер, направленных на развитие банковской системы России необходимо также назвать меры, направленные на повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов. В последние годы система страхования вкладов стала выполнять важнейшие функции. В августе 2004 г. законодатели наделили Агентство по страхованию вкладов функцией корпоративного ликвидатора банков, а в октябре 2008 г. - функцией санатора кредитных организаций, эти две функции совместно с третьей (система страхования вкладов была изначально создана как "платежная касса") позволяют с большей эффективностью решать задачи укрепления стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков, повышения рыночной дисциплины в банковском секторе[20].
Финансовый кризис продемонстрировал значительный потенциал системы страхования вкладов для минимизации его негативных последствий. Работа Агентства по оперативной выплате возмещения вкладчикам разорявшихся банков способствовала быстрому прекращению оттока вкладов из банков и возобновлению роста объемов средств, размещенных населением в кредитных организациях. Этому также послужило своевременное изменение ключевого параметра системы страхования вкладов - размера страхового возмещения. В октябре 2008 г. он был увеличен с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. с одновременной отменой 10-процентной франшизы. Деятельность Агентства по санации 18 системно значимых банков позволила снизить уровень социальной напряженности в ряде регионов страны, предотвратить распространение проблем на более широкий круг банков.
6) Важное значение для нормального развития банковской системы имеют также мероприятия, направленные на совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере. Приоритетами в совершенствовании банковского регулирования и надзора является повышение уровня централизации и эффективности банковского регулирования и надзора, приведение полномочий Банка России в соответствие с международными требованиями и стандартами.
Важнейшие меры по совершенствованию банковского регулирования и надзора названы в "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года", а именно:
внедрение положений Базеля II и III, направленных на повышение качества капитала и требований к ликвидности;
сдерживание процикличности;
развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов к надзору за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов;
осуществление дополнительного контроля за системно значимыми кредитными организациями.
Реализация этих мер в сочетании с совершенствованием механизмов предупреждения банкротства (санации) кредитных организаций, включая создание дополнительных стимулов для финансового оздоровления банков без участия государства (Минэкономразвития России совместно с Банком России и Агентством подготовлен законопроект, предусматривающий возможность временного смягчения надзорных требований к банкам, оздоравливающимся "собственными силами") будет способствовать повышению устойчивости и конкурентоспособности российских банков, укреплению рыночной дисциплины и большей ориентированности наших кредитных организаций на удовлетворение насущных потребностей общества[21].