Итак, 5 апреля 20011 года Правительством Российской Федерации и Банком России была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года". В данной Стратегии были затронуты основные актуальные вопросы, беспокоящие банковское сообщество на текущем этапе. Ряд предложений данной стратегии были полностью поддержаны банковским сообществом в лице Ассоциации Российский Банков.
Основными задачами реформирования банковской системы в соответствии с данной стратегией являются:
совершенствование правовой среды, включая развитие законодательства Российской Федерации и создание иных условий, обеспечивающих возможности рационального ведения бизнеса, более эффективную защиту частной собственности и развитие конкуренции на всех сегментах финансового рынка;
использование передовых банковских технологий, развитие системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента;
повышение качества корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях;
формирование системы регулирования и надзора (контроля) за деятельностью всех организаций, оказывающих финансовые услуги, исходя из принципа пропорциональности предъявляемых требований системной значимости организаций и уровню принимаемых ими рисков;
обеспечение финансовой стабильности.
К данному документу был приложен конкретный план действий по реализации выдвинутых задач. В частности среди мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности банковского сектора, развитие финансовой инфраструктуры и снижение издержек банковской деятельности называются такие как:
1) Разработка законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе;
2) Реализация мероприятий, направленных на внедрение универсальной электронной карты гражданина;
3) Установление запрета на открытие филиалов иностранных банков;
4) Совершенствование залогового законодательства Российской Федерации в части создания системы регистрации уведомлений о залоге;
5) Введение в законодательство Российской Федерации понятия "металлический счет", в том числе для физических лиц и др.
Мероприятия направленные на совершенствование качества банковских услуг:
1) Совершенствование законодательства Российской Федерации о потребительском кредитовании;
2) Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на защиту прав заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности;
3) Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части унификации подхода к установлению административного воздействия за нарушение прав потребителей финансовых услуг.
В числе мероприятий направленных на совершенствование банковского регулирования и надзора можно назвать:
1) Совершенствование подходов к определению перечня операций, подлежащих обязательному контролю;
2) Совершенствование законодательства Российской Федерации в части конкретизации требований к руководителям и учредителям (участникам) кредитной организации, предоставление Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям;
3) Обеспечение правовых условий организации консолидированного банковского надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствии с международным опытом в этой области;
4) Совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций;
5) Создание правовых условий взаимодействия Банка России и аудиторских организаций и др. [16]
Основной формой реализации данных мероприятий в основном является принятие нормативно-правовых актов - в виде Федеральных законов, а в числе лиц ответственных за исполнение данных мероприятий названы Минфин России, Минэкономразвития России, Федеральная служба по финансовым рынкам.
Определено в программе и конкретное содержание мероприятий по развитию российской банковской системы, а именно: в среднесрочной перспективе предлагается сократить участие государства в капиталах (при сохранении контроля за деятельностью) Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка; предполагается установить минимальный размер уставного капитала вновь создаваемых банков с 1 января 2012 г. и минимальную величину собственных средств действующих с 1 января 2015 г. в размере 300 млн руб.; будет расширен круг субъектов, на которых распространяется защита, предоставляемая системой страхования вкладов, за счет индивидуальных предпринимателей; предусматривается совершенствование системы допуска капитала на рынок банковских услуг и контроля ЦБР за крупными приобретениями акций (долей) кредитных организаций; определяются сроки внедрения новых регулятивных стандартов "Базель II" и "Базель III".