Кроме того, в Программе предполагается, что к началу 2016 г. банковским сектором будут достигнуты следующие показатели: активы к ВВП - более 90% против 76% на 1 января 2011 г., капитал к ВВП - 14-15% против 10,6% на 1 января 2011 г., кредиты нефинансовым организациям и физлицам к ВВП - 55-60% против 40,8% на начало 2011 г.
Таким образом, в данной программе определен конкретный порядок развития банковской системы до 2015 года.
3. Мероприятия по развитию банковской системы современной России
В последние 3 года в России в целях ликвидации и сдерживания кризиса 2008 года и его последствий Центральный банк (ЦБ РФ) совместно с Правительством РФ определил следующие цели:
повышение устойчивости национальной финансовой системы;
поддержка банковской системы путем предотвращения резкой девальвации рубля;
обеспечения ликвидности банковского сектора;
спасения банков-банкротов и помощь крупным корпорациям в погашении иностранных кредитов.
Для этого были предприняты следующие действия.
1) Была принята широкая законодательная база:
Программа антикризисных мер Правительства РФ;
Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 206-ФЗ);
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 193-ФЗ)
Были внесены значительные изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред. от 07.02.2011 г.).
В целях улучшения банковского сектора ЦБ РФ принял участие в разработке Федеральных законов: "Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков" от 18 июля 2009 г. направленного на обеспечение стабильности российской финансовой системы; "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" усовершенствовавшего регулирование срочных сделок и установившего законодательное определение понятий производных финансовых инструментов и договоров РЕПО, отсутствовавшее до этого момента в российском законодательстве и ряде других[17].
2) Были приняты определенные меры по совершенствованию системы рефинансирования. Одной из наиболее эффективных антикризисных мер Банка России явились беззалоговые аукционы. Они стали спасительными в критической ситуации дефицита ликвидности в конце 2008-го и начале 2009 года.
Вместе с тем та логика, которая была заложена в механизм доступа к беззалоговых аукционам, породила ряд проблем. Во-первых, доступ к этому инструменту имели далеко не все банки, но значительно более важным оказался вопрос цены. И результат высоких ставок, заданных на беззалоговых аукционах, дает о себе знать и сегодня. Дело в том, что банки, не имевшие и даже имевшие доступ к беззалоговым аукционам, руководствовались следующим: зачем занимать у Банка России под 17-19%, если по тем же самым ставкам мы можем привлечь средства на рынке на более длительный срок (2-3 года). Результатом этих действий стал 27% рост депозитов населения за 2009 год. Затем появилась совершенно справедливая обеспокоенность Банка России потенциальной неспособностью банков исполнить свои обязательства по этим сверхдорогим и долгосрочным пассивам, поскольку при восстановлении экономики банки, чтобы остаться на рынке, будут вынуждены понижать процентные ставки по кредитам. Таким образом, круг замыкается. Сначала был простимулирован рост процентных ставок по депозитам, (а, следовательно, и по кредитам), а затем, обеспокоившись этим ростом, началось давление на рынок депозитной ставкой десяти крупнейших банков[18].
3) Банком России были постепенно снижены ставки рефинансирования. В первом полугодии 2010 года Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России. В июне - ноябре 2010 г. Совет директоров Банка России принимал решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. В конце декабря 2010 г.
Банк России с учетом возросших инфляционных рисков принял решение о повышении процентных ставок по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта, оставив при этом без изменения ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям предоставления ликвидности для поддержки экономического роста[19]. Таким образом, на сегодняшний день каждый банк при крайней необходимости может обратиться и в оперативном режиме получить поддержку Центрального банка в случае возникновения краткосрочного разрыва ликвидности.