Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций целевых займов утверждается советом данного займа. Объем эмиссии облигаций целевого местного займа может индексироваться при превышении фактического уровня инфляции над расчетным. В пределах общего объема эмиссии данного займа может осуществляться несколько выпусков облигаций. Каждый выпуск облигаций может размещаться по частям [21]. Для проведения экспертизы целесообразности привлечения заемных средств, анализа инвестиционных проектов, осуществления контроля за проведением целевых займов, подготовки предложений по выбору генерального агента, уполномоченного банка и генерального менеджера при местных Советах депутатов могут создаваться контрольно-экспертные советы местных облигационных займов.
Управление целевым облигационным займом осуществляет совет данного займа. В состав совета входят представители эмитента, генерального агента, уполномоченного банка, генерального менеджера и других предприятий, организаций и учреждений. Указанный совет координирует мероприятия по реализации целей займа, утверждает его технико-экономические условия, а также положение, регулирующее порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций займа и их производных. К его компетенции также относятся регулирование в пределах зарегистрированного выпуска облигаций сроков и объемов привлекаемых средств, утверждение порядка реализации продукции, полученной в результате проведения займа, и др.
Облигации местных займов обеспечиваются конкретными доходными статьями местного бюджета, а также материальными, финансовыми и другими активами, находящимися в коммунальной собственности. Гарантами займов могут выступать юридические лица, независимо от форм собственности.
Эмитент может выпустить облигации местных займов только после их государственной регистрации и присвоения им соответствующего номера. Регистрация может быть произведена только после заверения в республиканском органе государственного управления, осуществляющем контроль и надзор за рынком ценных бумаг, краткой информации о проведении открытой продажи облигаций и проспекта эмиссии.
Заверение краткой информации об открытой продаже облигаций, регистрация облигаций и проспекта эмиссии в Департамент по ценным бумагам должны быть проведены не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.
Текст краткой информации об открытой продаже облигаций с указанием даты его заверения публикуется в средствах массовой информации не позднее одного месяца после ее заверения. Внесение изменений или дополнений в опубликованную краткую информацию, в проспект эмиссии допускается только после их заверения и регистрации в Департаменте по ценным бумагам в двухнедельный срок.
Размещение облигаций может осуществляться на аукционной либо безаукционной основе.
Сделки по купле-продаже облигаций местных займов на вторичном рынке с юридическими лицами осуществляются на фондовой бирже. Физические лица могут покупать или продавать такие ценные бумаги как через биржу, так и уполномоченный банк, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг. В последнем случае сделка должна быть зарегистрирована на бирже не позднее следующего рабочего дня после ее заключения.
Первый выпуск муниципальных облигаций в Республике Беларусь был проведен в Минске 15.03.1993 г. с целью финансирования строительства жилья. Заем состоял из 22 500 облигаций разного номинала на сумму 1 млрд руб. (1,25 млн дол. США) сроком на один год. Инвесторам была предоставлена возможность лотерейного выигрыша права на покупку на выгодных условиях квартиры в Минске. Однако только 41 облигация была продана на Белорусской фондовой бирже, остальные были переданы Национальному банку Республики Беларусь в качестве залога по кредиту в 1 млрд. руб., который был выплачен за счет продажи на аукционе квартир, предназначенных для лотереи. Таким образом, цель займа — строительство жилья — была реализована не посредством реализации облигаций, а посредством кредита Национального банка [26].
Одной из основных причин такого итога займа явилось отсутствие на тот момент нормативной правовой базы. Кроме того, в условиях возрастающей инфляции и финансовой нестабильности прогнозирование поведения финансового рынка было затруднено. Опыт же эмиссии индексируемых ценных бумаг, доходность по которым можно привязать к изменению курса рубля к иностранным валютам или уровня инфляции, отсутствовал. Инфраструктура рынка ценных бумаг страны только начинала развиваться.