Основанием для организации выпуска облигаций местных займов областными, городскими и районными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами Республики Беларусь является Положение о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций местных займов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.1998 г. № 662 [21].
Упомянутым правовым актом введены следующие понятия:
• генеральный агент — юридическое лицо, действующее от имени эмитента и являющееся распорядителем финансовых и
иных средств облигационного займа;
• генеральный менеджер — юридическое лицо, действующее по поручению эмитента и осуществляющее совместно с уполномоченным банком разработку программы целевого займа, маркетинг и внесение предложений по эффективному проведению займа, а также обеспечивающее организационное руководство и выступающее заказчиком при реализации указанной программы, выполняющее иные функции;
• уполномоченный банк — банк Республики Беларусь, которому эмитент по договору поручает проводить первичное размещение и погашение (выкуп) облигаций займа, выполнять расчеты, связанные с проведением займа, а также осуществлять совместно с генеральным менеджером разработку программы целевого займа, маркетинг и внесение предложений по проведению займа;
• уполномоченный депозитарий — юридическое лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующее на основании договора с генеральным агентом и осуществляющее ведение счета "депо" эмитента и начисление доходов по облигациям инвесторам местных займов;
• совет целевого займа — орган, осуществляющий координацию деятельности участников займа, методологическое и финансовое управление займом.
Облигации местных займов являются долговыми обязательствами местных Советов депутатов и проводятся в целях привлечения свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования затрат, связанных с социально-экономическим развитием регионов.
Указанные ценные бумаги могут выпускаться как на бумажной основе, так и в виде записей на счетах. Облигации могут выпускаться эмитентом путем их открытого или закрытого первичного размещения среди инвесторов.
В зависимости от назначения привлеченных денежных средств могут проводиться общие и целевые местные облигационные займы. Решение о выпуске облигаций местных займов принимают местные Советы депутатов (городские, областные, районные) по предложению соответствующих исполнительных комитетов. Решением устанавливается цель проведения займа, общий объем его эмиссии, сроки проведения, гарантии по обеспечению погашения облигаций.
Облигации общих местных займов
— это долговые обязательства местных Советов по привлечению денежных средств юридических лиц для покрытия временных кассовых разрывов между доходами и
расходами местных бюджетов, которые выпускаются на срок не более одного бюджетного года. Объем эмиссии таких облигаций определяется суммой денежных средств, необходимых для финансирования временных кассовых разрывов между доходами и расходами местных бюджетов, и
расходов на их выпуск и
размещение.
Решения о проведении общих местных облигационных займов принимаются:
• для областей и города Минска — по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;
• для городов областного подчинения и районов — по согласованию с вышестоящим органом местного управления.
Для подготовки решения о проведении общих местных облигационных займов при эмитенте может создаваться специальная экспертная группа. В функции этой группы входит обоснование необходимости и целесообразности проведения общего местного облигационного займа, организация его проведения, контроль за использованием средств займа и его погашением. Порядок выпуска, размещения, обращения и погашения облигаций общих займов утверждается эмитентом.
Облигации целевых местных займов — это долговые обязательства местных Советов депутатов по привлечению денежных средств физических и юридических лиц для финансирования конкретных проектов. Целевые облигации местных займов могут быть краткосрочными и долгосрочными. Объем их эмиссии определяется суммой денежных средств, необходимых для финансирования конкретных программ социально-экономического развития региона и расходов на организацию и проведение займа.