Стоит отметить региональные диспропорции российского рынка страхования (особенно перестрахования). Так, на Москву и Московскую область приходится около 70 % действующих местных страховщиков и филиалов компаний из других регионов. К регионам-лидерам относятся Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Самара, Архангельск, Ростов, Казань. Наличие страховых компаний характеризует степень развития местного страхового рынка и напрямую связано с уровнем экономического развития региона (активностью функционирования финансовых институтов, промышленности, притока инвестиций). Из профессиональных перестраховщиков зарегистрированных не в Москве, а их не так много, можно выделить Находку Ре (работает на рынке Дальнего Востока, Сибири, Камчатки), Транссиб Ре (Красноярск), Азаятранс Ре (Хабаровск). Все эти компании хотя и являются региональными, имеют офисы не только в Москве, но и в Европе. Необходимо отметить «противофазу» динамики рынка прямого страхования и рынка входящего перестрахования в России.
В рамках объемов подписанной премии российский перестраховочный рынок сегодня занимает весьма скромное место в мировом масштабе – всего порядка 0,5-1%. Для сравнения, по итогам 2009-2010 гг.: Северная Америка – 56%, Европа – 26%, Южная Америка – 4%, Азия – 10%, исходя из объема мировой перестраховочной премии non-life в 2009г. на уровне около 190 млрд.долл. при общей страховой премии 1,7 трлн. долл.
Еще одна тенденция последних лет – уход с рынка схем, которые в последние годы составляли, по разным оценкам, до 50-60% объема рынка, оставляя «классическому» сегменту порядка 25-30 млрд.руб.
Отрицательная динамика рынка входящего перестрахования во многом связана и с другими факторами: рост и укрепление финансовой базы самих страховщиков, увеличение собственных удержаний по отдельным рискам и целым облигаторным перестраховочным программам, расширение этих программ в части как покрываемых рисков, так и доли крупных зарубежных перестраховщиков с сокращением «российских саб-лейеров», демпинг по всем линиям бизнеса.
По данным компании Swiss Re сектор перестрахования в России развивается так, как и в других восточноевропейских странах, но развит меньше, чем на Западе. При доле в ВВП 8-10% для промышленно развитых стран страховой рынок в России едва достиг уровня 3%. При существующих темпах его развития уровень 5% от ВВП (как в странах Центральной и Восточной Европы) в лучшем случае будет достигнут только через 5-7 лет.
На этапе становления и развития рыночных отношений в России положительно может расцениваться сам факт существования национального рынка перестрахования, однако этого недостаточно. Для эффективного функционирования необходимо решение ряда принципиальных проблем отрасли:
· низкая капитализация;
· демпинг в прямом страховании – демпинг в перестраховании;
· низкий уровень перестраховочного андеррайтинга и урегулирования;
· слабое наполнение большого числа перестраховочных программ;
· проблема рейтингования;
· взаимность в перестраховании;
· недооценка государством роли, возможностей и места перестрахования;
· преобладание перестраховочных «схем» на рынке;
· сокращение количества цедентов, усиливающаяся концентрация бизнеса;
· слабая географическая дифференциация перестраховочного портфеля – основной упор на бизнес стран СНГ;
· негативное влияние финансового кризиса на отрасль в целом;
· неразработанное правовое и налоговое регулирование в сфере перестрахования.
Возможные направления совершенствования:
· создание проекта параграфа о перестраховании и внесение его в Закон об организации страхового дела;
· реформирование существующей системы бюджетных и внебюджетных фондов социального страхования и фондов, создающихся для покрытия убытков при наступлении чрезвычайных ситуаций. Отказ от государственного страхования в пользу рыночного с учетом государственных дотаций;
· популяризация страхования среди населения (это невозможно без экономического роста в целом в стране!);
· создание пунктов по оказанию юридической помощи гражданам по вопросам страхования;
· развитие вмененного страхования и новых видов страхования (создание экономических стимулов для развития социально значимых видов страхования ответственности);
· препятствие допуску филиалов иностранных компаний (неразвитый российский рынок должен быть не огражден, но защищен от засилья иностранных перестраховщиков);
· ограничение рыночной доли российских страховых компаний с иностранным участием на уровне не выше 30%;
· регламентация процедуры банкротства страховых (перестраховочных) организаций;
· установление требований по надежности и контролю деятельности;
· развитие института независимых актуариев;
· совершенствование деятельности оценщиков, сюрвейеров, создание института независимых экспертов;
· повышение роли страховых брокеров (отмена обложения деятельности страховых брокеров НДС, разрешение отнесения на себестоимость части затрат на услуги страховых брокеров, повышение требований к квалификации страховых брокеров);