События на мировых финансовых рынках привели к тому, что в нашей банковской сфере реализовался ряд потенциальных рисков, который в ней существовал.
Негативные положения, касающиеся формирования и использования банковских ресурсов следующие:
- риски, связанные с концентрированными источниками финансирования, в том числе зависимость от внешних заимствований;
- недостаточная «выдержанность» и проверенность кредитных портфелей, которые быстро выросли на волне экономического подъема последних лет;
- высокая концентрация кредитных портфелей и ресурсной базы на отдельных субъектах кредитования и источниках привлечения средств, а также отраслях экономики;
- отставание систем риск-менеджмента от амбициозных стратегий расширения бизнеса.
Непосредственной причиной дестабилизации казахстанского банковского сектора стал дефицит внешнего финансирования, однако существуют также и внутренние, структурные недостатки этого сектора, которые обостряют возникшие проблемы.
Уровень кредитоспособности банков Казахстана по-прежнему сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структур собственности, по-прежнему нереструктурированный корпоративный сектор, высокая концентрация кредитных операций и источников ресурсов, недостаточная «выдержанность» быстро наращенных кредитных портфелей, высокая степень долларизации операций, слабая капитализация и непроверенность систем риск-менеджмента. Исходя из своей оценки страновых и отраслевых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment, BICRA), Standard & Poor's включает банковскую систему Казахстана в 8-ю группу. Используя градацию BICRA, Standard & Poor’s делит банковские системы с точки зрения их подверженности страновым и отраслевым рискам на 10 групп. Самые сильные входят в 1-ю группу, самые слабые - в 10-ю. В 8-ю группу, помимо Казахстана, входят Россия, Аргентина, Египет и Индонезия.
По мере затягивания рыночной напряженности прогнозируется, что качество активов банков будет ухудшаться. Этому могут способствовать ожидаемое замедление экономического роста и сложная внутренняя ситуация с кредитными ресурсами и ликвидностью, которая, скорее всего, сохранилась на протяжении всего 2008 г. и даже, , в 2009 г. Кроме того, банковский сектор Казахстана пережил трансформацию - как отраслевого профиля, так и бизнес-моделей и практик, что создает неопределенность относительно способности отдельных банков приспособиться к новой реальности.
Казахстанская банковская система стала жертвой собственного успеха, который позволил ей активно пользоваться внешними источниками заимствований. Органы регулирования и сами банки долго не решались взяться за растущие структурные проблемы, связанные с казалось бы неудержимым ростом бизнеса. Однако сейчас у них есть уникальная возможность восстановить равновесие, обеспечить долговременную стабильность и улучшить перспективы развития банковской системы.
Даже если казахстанские банки справятся с текущими проблемами, их возможный возврат к прежним стратегиям быстрого наращивания кредитования за счет оппортунистического использования оптовых источников ресурсов мог бы отразиться на уровне кредитных рейтингов. В будущем возможны новые «встряски», но в следующий раз макроэкономическая обстановка и финансовое положение государства могут оказаться менее благоприятными, чем сейчас.
С точки зрения готовности предоставить системообразующим национальным банкам поддержку в случае возникновения у них финансовых трудностей Казахстан относится к группе «интервенционалистских» стран[[11]].
Standard & Poor's считает три крупнейшие банка страны - Казкоммерцбанк (ККБ; ВВ/Негативный/В), Банк ТуранАлем (БТА; ВВ/Негативный/В) и Народный банк Казахстана (Халык Банк; ВВ+/Негативный/В) - системообразующими финансовыми организациями и прибавляет дополнительную рейтинговую ступень к рейтингам, основанным на анализе их собственной кредитоспособности.
С середины лета 2008 г., когда возник дефицит кредитных ресурсов, рост ВВП Казахстана замедлился.
В августе 2008г. проблемы с ликвидностью в банковском секторе Казахстана начали обостряться из-за ухудшения ситуации на международных рынках капитала, падения доверия отечественных вкладчиков и оттока денежных средств, связанного с погашением внешней задолженности.
Банки начали получать от Национального банка Казахстана (НБРК) краткосрочную финансовую помощь (в основном в форме валютных свопов и операций РЕПО), которая в августе-сентябре достигла максимума в 3,5 млрд. долл. Дополнительным источником ликвидности стало погашение во 2-м полугодии облигаций НБРК на сумму в 4,5 млрд. долл.; правда, около половины этой суммы было изъято иностранными инвесторами. НБРК смягчил свои требования в отношении обеспечения по операциям РЕПО и разрешил банкам использовать до 70% своих обязательных резервов и средств, находящихся на корреспондентских счетах в НБК, для проведения валютных свопов. Однако банки использовали главным образом свои собственные запасы ликвидности и денежные поступления, а использование государственной помощи по поддержанию ликвидности носило ограниченный и спорадический характер. По этой причине ликвидные активы банков значительно сократились, а доля кредитов в активах достигла высокого, но не критического уровня. Инструменты, применяемые НБК для оказания банкам помощи в рефинансировании, не отличаются гибкостью, а их ассортимент ограничен. С тех пор, как начался кризис ликвидности, до настоящего момента никаких стабилизационных кредитов не выдавалось. В августе 2008 г. ставки на внутреннем межбанковском рынке более чем удвоились. В октябре они понизились, но остаются неустойчивыми и превышают прежние уровни. Межбанковский рынок по-прежнему очень мал по объему торгов и узок - основными операциями на нем остаются сделки РЕПО, а кредитование (без обеспечения) производится в ограниченных масштабах, что становится причиной неустойчивости ставок по межбанковским кредитам и усложняет задачу управления ликвидностью.