Рыночная структура банковского сектора в Свердловской области (за исключением крупных иногородних банков) не может быть отнесена ни к высококонкурентной, ни к монопольной. Можно предположить, что наиболее близкой стандартной рыночной структурой такого рода может быть квазиконкурентный рынок. Его главные особенности: присутствие небольшого числа фирм, поведение которых ориентировано на установление цены услуг, дающей только нормальную прибыль.
Рыночная среда местных свердловских банков более конкурентна, чем ниша крупных национальных банков. 17%-ая рентабельность собственного капитала банков Свердловской области (без учета вмененных издержек) не может служить сигналом для иностранных банков о хороших перспективах на банковском рынке.
Иностранные банки не могут рассматриваться как элемент, способный значительно усилить конкуренцию в Свердловской области, поскольку конкуренция уже существует. Тем не менее, можно существенно укрепить стабильность и надежность финансовой системы за счет развития в Свердловской области рынков и институтов (например, таких, как страховые и пенсионные фонды и т.д.), которые смогли бы конкурировать с банками за возможность управления сбережениями в экономике.
Более привлекательным рынок банковских услуг Свердловской области является для банков Центра.
Для того, чтобы выяснить, какие последствия ожидают банки Свердловской области и что им следует предпринять, чтобы успешно конкурировать с иностранными или столичными банками, проведем SWOT-анализ. Его результаты должны помочь нам ответить на следующие вопросы:
– какими возможностями обладают региональные банки?
– какие опасности для них наиболее реальны?
– какие имеются конкурентные преимущества и как использовать их с наибольшей отдачей?
– и, наконец, какие имеются слабые стороны деятельности, и как их можно минимизировать?
Итак, сильные стороны региональных банков – это хорошее знание местного клиента, его потребностей, высокая скорость принятия решений и обработки информации, наличие долговременных партнерских связей.
Слабые стороны – невысокая репутация, часто не имеют доступа к современным западным технологиям и «ноу-хау», не обладают достаточными средствами для кредитования крупных проектов.
Возможности – с одной стороны, наращивать капитал, либо укрупняться, чтобы составить конкуренцию столичным банкам; с другой стороны – специализироваться, позиционировать себя как банк для определенного круга клиентов, осваивать новые виды работы в секторе ритейла.
Угрозы – попытки московских или иностранных банков проникнуть в розничную нишу.
Следующий этап SWOT-анализа – построение SWOT-матрицы, которая представлена в прил. 3.
После того, как мы определили основные сильные стороны, слабые стороны, угрозы и возможности региональных банков, определим степень влияния каждого из этих факторов. Для этого построим матрицу, в которой степень влияния фактора обозначена коэффициентом от 1 до 5, где 1 обозначает самую слабую степень влияния, а 5 – самую сильную. Данная матрица представлена в прил. 4.
Поскольку главной угрозой для банков является проникновение в их нишу, следует рассмотреть сферы, в которых развернется основная конкуренция.
Кредитование предприятий. Российские банки в настоящее время не могут полностью удовлетворить инвестиционный спрос предпринимателей, поэтому иностранные банки просто удовлетворят избыточный спрос. Однако могут произойти и более глубокие структурные изменения: иностранные банки будут специализироваться на кредитовании крупных проектов (предоставлении "длинных денег"), а российские банки - на краткосрочных операциях по финансированию оборотного капитала предприятий. Развитие событий по данному сценарию может произойти и с приходом "москвичей", чьи финансовые возможности гораздо шире возможностей региональных банков.
Схемы работы иностранных банков с российскими предприятиями будут различны. Какая-то часть российских предприятий, в основном, крупные экспортеры, будут работать с ними напрямую. Иностранные банки вряд ли будут открывать свои филиалы в небольших населенных пунктах, поэтому, скорее всего, они будут договариваться с отечественными банками о трансляции через них своих денежных средств. Пока этим занимаются только некоммерческие банки, например, Европейский банк реконструкции и развития.