Недостатком в коротком периоде и преимуществом в длительном для иностранных банков является их строгая приверженность букве закона, чем, вероятно, не всегда отличаются российские банки.
Существует не так много сфер, привлекательных для иностранных банков. Эти банки занимаются в основном обслуживанием западных клиентов и ограниченными инвестиционными проектами.
Отсутствие макроэкономической стабильности и значительные риски снижают привлекательность российского рынка для иностранных банков. С этой точки зрения, представляется маловероятным какое-либо их проникновение в Свердловскую область.
Более правдоподобно следующее: иностранные банки будут проникать в Россию для того, чтобы захватить развивающийся рынок, когда на нем еще нет значительной конкуренции. Сейчас в России удельный вес банковских активов по отношению к ВВП приблизительно составляет всего 22%. В Великобритании данный показатель - 65%, в Польше - 49%. Это как раз говорит о наличии свободного пространства на рынке банковских услуг в России. После внедрения на российский рынок иностранные банки могут получить выгоды от обладания рыночной властью при условии экономического роста в России.
Из анализа пространственного расположения банков с иностранными инвестициями можно сделать вывод, что Уральский федеральный округ (в том числе Свердловская область) не находится на первом месте среди приоритетов иностранных банков. Следовательно, существуют причины предполагать, что при освоении российского рынка иностранными банками дело дойдет до Свердловской области не в первую очередь и будет существовать определенный временной промежуток для адаптации свердловских банков к либерализации сектора финансовых услуг.
Наиболее вероятным выглядит второй вариант развития событий: в Свердловской области не открывается иностранных банков, однако в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге наблюдается приток инобанков, банки начинают ощущать давление иностранных конкурентов, следствием чего становится перевод бизнеса на периферию. Данный сценарий кажется всё более реальным в связи с недавними событиями: смена собственников Уралсибсоцбанка (ныне МДМ-банк-Урал), продажа Уралпромстройбанка питерскому Промстройбанку. Складывается впечатление, что московские банковские структуры уже сегодня задумались о завтрашнем дне и начали принимать конкретные меры по выживанию.
Попробуем представить, что может измениться в результате прихода на рынок банковских услуг Свердловской области иностранного банка (банков) или, что более вероятно, московских банков.
Влияние прихода "посторонних" банков на банковский сектор Свердловской области во многом зависит от того, какая рыночная структура сложилась в этом секторе.
В случае достаточно конкурентной рыночной среды либерализация вряд ли может существенно повлиять на ее характеристики. Напротив, в случае, когда рыночная структура характеризуется высоким уровнем монопольной власти, либерализация в банковском секторе может вызвать существенное снижение цены банковских услуг и соответствующие изменения рыночной структуры банковского сектора. В табл. 3.1 приведены основные показатели рыночной власти банковского сектора России и Свердловской области.Таблица 3.1
Показатели рыночной власти банковской системы Свердловской области и России*
Показатель |
Банки Свердловской области |
9 крупнейших российских банков по объему чистых активов |
Балансовая прибыль на собственный капитал, среднеарифметическая |
0,1801 |
0,0797 |
Балансовая прибыль на собственный капитал, средневзвешенная по активам |
0,1599 |
0,0748 |
Источник: Региональные экономические аспекты присоединения России к соглашениям ВТО: Свердловская область. Бюллетень Института прикладных исследований, Екатеринбург.– 2002.– Выпуск 1