В качестве дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности Банк России также использовал операции по продаже государственных ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательств обратного выкупа), объем которых составил 23,9 млрд. рублей.
Регулярный мониторинг рисков потери ликвидности, кредитования физических лиц, достаточности капитала, рыночных рисков осуществляется в целях идентификации на ранней стадии негативных тенденций в банковском секторе, а также групп кредитных организаций и отдельных банков (операции которых в решающей степени формируют указанные тенденции). В 2010 году наряду с развитием аналитического инструментария удалось существенно повысить оперативность оценки системной устойчивости.
В первой половине 2010 года Банком России проводился мониторинг ситуации в кредитных организациях с формированием резервов на возможные потери с учетом применения положений Указания Банка России от 23.12.2008 № 2156-У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», действовавшего по 30.06.2010
Регулярно проводился мониторинг:
– динамики совокупных активов и кредитного портфеля, в том числе банков с наиболее существенной долей как в приросте, так и в снижении активов, а также всех банков, активы которых изменились на 20 и более процентов в месяц;
– структуры активов и пассивов 30 крупнейших кредитных организаций России;
– структуры активов и пассивов по банкам с наибольшим объемом вкладов физических лиц;
– влияния ситуации на фондовом рынке на финансовое состояние кредитных организаций;
– деятельности банков с высокими процентными ставками по рублевым межбанковским кредитам и депозитам;
– крупных кредитов, предоставленных компаниям, допустившим технические дефолты по долговым обязательствам, обращающимся на публичном рынке;
– деятельности банков, получивших средства от Банка России;
– реструктурированных и пролонгированных ссуд.
Задачи развития банковского сектора ЧАО:
Во-первых, с учетом протяженности территории Чукотского автономного округа и неравномерности ее экономического развития есть смысл изменить процедуру централизованного лицензирования банковской деятельности и передать полномочия регионам. Т.е. таким образом, возможен рост региональных банковских секторов, путем увеличения конкуренции внутри самого региона, которая приведет к развитию банковских продуктов, и конечно создаст стимул для экономического роста региона.
Во-вторых, необходимо создать систему поощрения банков, ведущих инвестиционную деятельность (в том числе различные налоговые льготы, поддержка банков). Сюда же необходимо отнести и развитие взаимодействия между банками и региональными властями. Например, при кредитовании предприятий промышленности, банк устанавливает низкую процентную ставку, а правительство компенсирует разницу между установленной ставкой процента и рыночной.
В-третьих, следует доработать нормативную базу, т.к. не вся сфера деятельности банков четко регламентирована законами.
В-четвертых, выстроить систему межбанковских связей посредством развития региональных рынков, развития системы производного рефинансирования и секьюритизации, которые позволят создать целостную систему взаимодействия банков-эмитентов, банков-шлюзов и банков – рефинансистов; оптовых и розничных банков; мелких и средних банков между собой.
В-пятых развивать систему страхования вкладов, которая будет способствовать привлечению большего числа вкладчиков, т.е. увеличенью ресурсов банков.
В-шестых, отладить систему получения информации и повысить прозрачность банковского сектора в целом. Это поможет снизить риски, а значит, процентные ставки снизятся, банковские продукты станут более привлекательными. В этой связи предлагается совершенствовать систему кредитных бюро, скорринга, информационно-аналитических агентств, рейтинговых агентств.