Что же касается деятельности ревизионных подразделений, то в ходе проверок и анализа их результатов можно лишь установить факты несоответствия и в какой-то степени их причины. Однако обеспечить соответствие деятельности требованиям законодательства и нормативных актов лишь инструментом ревизионных проверок явно невозможно.
2. Трудно быть уверенным в осуществлении деятельности подразделений в соответствии с требованиями нормативных актов на основе положений о подразделениях и должностных инструкций.
Действительно, если эти документы составляются формально, в соответствии с упомянутым выше описательным подходом, то ни в чем нельзя быть уверенным. Поэтому-то юридическая служба не только должна убедиться в том, что эти документы находятся в актуальном состоянии, но и в рамках еще одного из своих процессов - юридического аудита деятельности - быть уверенной в том, что деятельность действительно осуществляется как в соответствии с требованиями нормативных документов, так и соответствующих положений и должностных инструкций.
Конечно, осуществить полный аудит деятельности подразделений юридической службе не под силу. Поэтому в ходе юридического аудита внимание должно быть обращено на те элементы процессов, которые могут привести к реализации правовых рисков. В наиболее критичных с точки зрения правового риска видах деятельности должен быть предусмотрен предварительный контроль, когда до совершения важного действия юрист убеждается в том, что процесс осуществляется надлежащим образом, и лишь после этого санкционирует его, ставя визу на документе.
3. Юридическая служба, не должна подменять деятельность руководителей разного звена. Законодательство и нормативные акты предполагают возможность реализации их требований различным способом. Какой из них выбрать - прерогатива руководителей. Но за то, что этот выбор делается из легитимных способов, отвечает юридическая служба.
Кроме того, реализация предложенной технологии может значительно помочь юридической службе выполнять свои традиционные функции, которые, конечно, никто не собирается с нее снимать. Так, уверенность в том, что все виды деятельности в организации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства, будет создавать хорошую основу для ведения претензионно-исковой работы. При возникновении трудовых споров четко регламентированные должностные обязанности служат хорошей основой для их разрешения.
Исходя из принятой концепции, для успешной реализации изложенного подхода критически важно увязать между собой и обеспечить постоянное соответствие между тремя типами документов:
функционально-технологическими, в которых предусматривается описание реализуемых в территориальном учреждении процессов;
организационно-распорядительными документами;
документами, регламентирующими распределение прав, полномочий и ответственности.
Существуют и другие вопросы, которые требуют выработки общего для всех решения, возможно, нормативного закрепления. В частности, к ним относятся:
перспективные подходы к планированию проверок, которые должны учитывать, что в условиях централизации целесообразно усилить роль территориальных учреждений Банка России как «ответственных заказчиков» проверок;