Это означает, что процесс должен быть определенным образом описан; в нем выделяются составные элементы - подпроцессы (в территориальном подразделении Банка России это подпроцессы определения прав, ответственности и полномочий, юридического аудита деятельности и отстаивания интересов Банка России посредством осуществления претензионно-исковой деятельности), определен его результат в форме продукта (услуги), выделен механизм контроля и т. д.
Важно подчеркнуть, что правовое обеспечение - процесс не основной, а потому его задача - оказывать содействие выполнению основных процессов.
2. Содержание правового обеспечения определяется как обеспечение соответствия деятельности требованиям законодательства и нормативных актов Банка России. Этот пункт подчеркивает, что задачи правовой деятельности не должны ограничиваться лишь недопущением юридических санкций к организации или ведением претензионно-исковой работы. Правовое обеспечение в этом понимании становится комплайнс-деятельностью, которая не только обеспечивает выполнение функций (территориального учреждения и его подразделений) в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов, но и предвосхищает возможные конфликты с законодательством в текущей деятельности.
3. Продуктом (целью) правового обеспечения деятельности, на наш взгляд, является минимизация правового риска. Для целей организации деятельности в территориальных подразделениях Банка России под правовым риском понимается угроза правам и законным интересам Центрального банка Российской Федерации, проявляющаяся в недостижении целей его деятельности. Его реализация может привести к ущербу вследствие невозможности защиты интересов Банка России законными способами. Для того чтобы не допустить такую возможность, необходимо обеспечивать реальное, а не формальное соответствие деятельности духу и букве законодательства.
С учетом отмеченных особенностей формирование положений и должностных инструкций приобретает новый смысл. Для того чтобы подчеркнуть его, приведем ряд типичных вопросов, которые возможны при переходе к новой технологии, и ответов на них.
1. Составление положений о подразделениях и должностных инструкций должно относиться к юридической деятельности. Оценка же соответствия деятельности требованиям законодательства и нормативных актов происходит при ревизионных проверках, поэтому, может быть, эта деятельность близка к ревизионной
Четкое прописывание функций, определение полномочий и ответственности должны обеспечить, прежде всего, осуществление деятельности в соответствии с требованиями нормативных документов. Четкое распределение функций страхует от того, что какой-то вид деятельности останется незакрепленным за подразделением или сотрудником, а значит, потенциально невыполненным. Более того, четко прописанные документы о распределении полномочий являются необходимым условием того, что работники организации достаточно хорошо понимают цель своей деятельности и то, каким образом соблюдение требований законодательства и нормативных актов должно обеспечить это. В таком понимании регламентация функций служит минимизации правового риска, а это, и должно являться целью деятельности правовой службы. Именно поэтому (хотя за наличие должностных инструкций может отвечать и кадровая служба) за их содержание с точки зрения минимизации правовых рисков должна отвечать юридическая служба. Поэтому так важно, чтобы юристы визировали соответствующие документы.