Особенностью правового статуса Банка России является наделение последнего государственно-властными полномочиями по управлению банковской системой страны с одновременной обязанностью осуществлять расходы (не только хозяйственные, но и управленческие, которые неизбежны в результате выполнения публичных функций) за счет собственных доходов. Это накладывает отпечаток и на компетенцию ЦБ РФ, основные направления которой указаны в Законе о Банке России; могут быть разделены на две группы:
1) направления компетенции Банка России как органа управления банковской системой;
2) направления компетенции Банка России как субъекта, имеющего право осуществлять определенный круг банковских операций и сделок.
В рамках первого направления компетенции Банк России, являясь центром отечественной банковской системы:
а) организует на территории РФ наличное денежное обращение,
б) проводит денежно-кредитную политику,
в) организует безналичные расчеты,
г) осуществляет банковское регулирование и банковский надзор,
д) взаимодействует с кредитными организациями,
е) выполняет ряд внешнеэкономических функций.
В целях организации наличного денежного обращения Банк России составляет прогноз кассовых оборотов и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монеты Банка России, создает их резервные фонды; устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядок их уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определяет порядок ведения кассовых операций.
Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца принимает Совет директоров, он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
Осуществляя кредитно-денежную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Целью кредитно-денежной политики является обеспечение стабильной покупательной способности денег как на внутреннем рынке, что ведет к стабилизации уровня цен, так и на внешнем рынке. Её содержанием выступает регулирование денежной массы, которая включает изменения процентных ставок, что отражается в спросе на денежные средства и обеспечение ликвидности денег, означающей увеличение и предложения со стороны коммерческих банков. Проводимая кредитно-денежная политика не должна затрагивать ценообразование и конкуренцию на финансовых рынках.
Статья 35 Закона о Банке России называет основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки (ст. 37 Закона о Банке России).
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций; они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются (ст.38 Закона о Банке России).