При изучении особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации важным является пункт «ж» ст. 71 Конституции, которая определяет, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Единство экономического пространства, что обеспечивает, в том числе и единство денежной системы, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком, и соответственно ни один орган власти субъекта Российской Федерации не может вторгаться в сферу деятельности Центрального банка Российской Федерации. Например, Центральный банк Российской Федерации до недавнего времени был одним из федеральных органов государственной власти, который смог выстроить четкую и полностью контролируемую систему своих подразделений, находящихся в субъектах федерации, и обеспечить их защиту от попыток местных органов власти вмешиваться в их работу или даже влиять на назначение руководителей территориальных управлений Центрального банка. Это необходимо признать как безусловную заслугу руководства Центрального банка Российской Федерации.
Ключевое положение ст. 75 Конституции - «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Из этого вытекает, что у Центрального банка существуют основные и не основные функции. Ясно, что основная функция, установленная Конституцией, является чрезвычайно важной. Очевидно, что практически невозможно разграничить разные функции и установить разный уровень независимости, так как ущемление его прав в каких-то областях (которые могут казаться не особенно важными), может повлечь за собой сложности и трудности при выполнении его основной функции. Более всего нас интересует то, что эта норма определяет, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет эту функцию независимо. Несомненно, это сделано, чтобы оградить Центральный банк Российской Федерации от угрозы получения инструкций со стороны других органов государственной власти (на осуществление чрезмерной эмиссии для покрытия недостатка средств в бюджете). Количество стран, где такое до сих пор возможно, неуклонно сокращается, и в настоящее время такое положение сохраняется, например, в Швеции (где органы законодательной власти могут давать инструкции) и в Канаде (где исполнительная власть может влиять на деятельность центрального банка).
Конституционное закрепление определенных функций Центрального банка и независимости Центрального банка Российской Федерации от других органов государственной власти играет решающую роль в выполнении им своей основной конституционной функции. Следует подчеркнуть, что конституционное закрепление имеет определённую цель - обеспечение защиты Центрального банка Российской Федерации от вторжения в его компетенцию со стороны как федеральных, так и местных органов.
В то же время следует понимать, что независимость Центрального банка Российской Федерации от других государственных органов - не самоцель, а инструмент для того, чтобы сделать рубль устойчивым. У этой независимости есть пределы и ограничения: если эта независимость в каком-то проявлении будет ставить под угрозу стабильность рубля, тогда руководству Центрального банка и другим органам государственной власти надо будет искать выход из этой ситуации, но без ущерба его способности осуществлять денежную эмиссию и продолжать обеспечивать устойчивость рубля независимо от других органов власти. Причём главную роль в этом может сыграть Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации через консультации с руководством Центрального банка Российской Федерации о возможности каких-то изменений в его работе, улучшении ситуации в финансовой и банковской системе. Кроме того, Правительство Российской Федерации или депутаты Государственной думы могут вносить поправки в действующий Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Итак, в соответствии с п, «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. В ст. 75 Конституции РФ закреплены еще два важных положения, непосредственно относящиеся к Банку России: а) денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ; б) защита и обеспечение устойчивости рубля являются основной функцией ЦБ РФ, которую он выполняет независимо от других органов государственной власти.