Государственное управление - это общественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность населения данного государства с целью реализации государственной политики.
В условиях современного состояния правовой науки и развития российского государственного аппарат понимание функции государственного управления исключительно как функции исполнительных органов государства, а аппарата государства как совокупности исполнительных государственных органов устарело и не отражает существующую действительность. Сегодня функции государственного управления в различных формах осуществляют и законодательные, и исполнительные, и судебные органы государства, и органы государства с «особым статусом».
Таким образом, понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так же как и «орган государственного управления» шире понятия «исполнительный орган». Все органы исполнительной власти - это органы государственного управления, но не все органы государственного управления - исполнительные органы государства.
В то же время «аппарат государства» и «аппарат государственного управления» идентичные понятия, как и понятия «орган государства» и «орган государственного управления».
В настоящее время принято следующее определение понятия «орган государственного управления» - это организационно и структурно обособленная часть государственного аппарата, созданная в порядке, предусмотренном конкретным нормативно-правовым актом, с целью осуществления управленческих функций государства в отдельных сферах общественной жизни, и наделенная для этого в соответствии с законом государственно-властными полномочиями, которые она реализует строго в рамках своей компетенции в установленной форме, и состоящая из государственных служащих.
Исходя из этого, охарактеризуем Центральный банк Российской Федерации (Банк России) с точки зрения государственного управления.
Четкое понимание и согласие по вопросам статуса Центрального банка Российской Федерации необходимо для конституционно-правового и в целом нормативно-правового регулирования как деятельности самого Банка России, так и других институтов государственной власти в той сфере, которая относится к компетенции Центрального банка Российской Федерации. В данной статье содержится попытка рассмотреть вопрос о конституционно-правовом статусе Банка России с точки зрения, прежде всего, буквы Конституции Российской Федерации и выяснить, какая конституционно-правовая база существует для выполнения Центральным банком Российской Федерации его функций и для его взаимоотношений с законодательной и исполнительной ветвями власти. Также необходимо прояснить, является ли Центральный банк Российской Федерации органом государственной власти или он институт другого рода. В случае, если Банк России является органом государственной власти, встает вопрос о его принадлежности к одной из ветвей власти и его месте в системе разделения властей.
Идет спор о том, можно ли считать Центральный банк Российской Федерации органом власти, государственным учреждением или федеральной службой. Некоторые ученые, основываясь на содержании ст. 71 Конституции Российской Федерации, где есть упоминание об экономических службах и федеральных банках («В ведении Российской Федерации находятся: федеральные экономические службы, включая федеральные банки .»), относят Центральный банк Российской Федерации к ряду федеральных экономических служб. Возможно, к такому выводу подталкивает и то, что в данном пункте 71-й статьи Конституции Российской Федерации упоминается и финансовое регулирование, и денежная эмиссия. Но подобный вывод не учитывает содержания множества других конституционных норм, что делает его совершенно неправомерным. Во-первых, Центральный банк Российской Федерации нигде в тексте Конституции или иных нормативных актах не называется федеральным банком и не относится к их числу, а везде четко обозначен только как «Центральный банк Российской Федерации». Во-вторых, положение о том, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, как это записано в ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», не означает, что данную фразу можно применять для толкования Конституции Российской Федерации, - толковать текст Конституции с помощью положения из федерального закона неправильно. В-третьих, в ст. 71 Конституции, на мой взгляд, идет речь как о существовавших на то время (время принятия Конституции Российской Федерации) федеральных службах, например. Федеральной авиационной службе России, так и институтов, создание которых только предполагалось и обсуждалось. Это предусматривало возможность образования таких федеральных банков, как Российский банк развития или Российский сельскохозяйственный банк. Конституция, таким образом, содержала нормы, которые позволяли учесть возможность создания таких банков. И, наконец, в-четвертых, в ст. 75 Конституции Российской Федерации демонстрируется, что наиболее правильно будет отнести Центральный банк Российской Федерации к органам государственной власти.