В Конституции Российской Федерации, 75-я статья которой говорит об основной функции Центрального банка Российской Федерации, указано, что он осуществляет ее независимо от других органов государственной власти. Ключевым словом в этой правовой норме является слово других. Конституция Российской Федерации прямо указывает здесь, что Центральный банк Российской Федерации является одним из существующих органов государственной власти, и он осуществляет свою основную функцию независимо от других органов. Если бы в этой статье Конституции Российской Федерации не было слова других и норма была бы в следующем виде: независимо от органов государственной власти, то это открывало бы возможность для вывода, что Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти, что, в свою очередь, позволило бы нам попытаться причислить его к числу федеральных банков, или федеральных экономических служб, или других институтов государственного управления. Детальное рассмотрение ст. 71 Конституции, где в пункте «г» говорится об органах государственной власти, в пункте «ж» - о федеральных экономических службах, а в пункте «и» - о федеральных энергетических системах и федеральном транспорте, позволяет сделать вывод о том, что федеральная экономическая служба и орган государственной власти - разные институты. В таком случае, 75-я статья Конституции Российской Федерации прямо и однозначно указывает на то, что Центральный банк Российской Федерации следует относить к органам государственной власти (а не называть федеральной экономической службой или федеральным банком). Это важно для дальнейшего рассмотрения статуса Центрального банка Российской Федерации и его отношений с Правительством Российской Федерации и другими органами государственной власти.
Толкование и анализ текста Конституции чрезвычайно важны для правильного определения статуса Центрального банка Российской Федерации и основы его взаимоотношений с другими органами государственной власти. И вряд ли правомерно ограничиваться анализом и толкованием ст. 75 Конституции Российской Федерации, единственной статьи, где именно определяются функции и статус Центрального банка Российской Федерации. Представляется, что необходимо также рассматривать статьи 10, 11, 15, 16, 80, 81, 85, 102, 103, 104, 110 и 114, так как в них записаны нормы, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к пониманию и определению статуса Центрального банка Российской Федерации. Конечно, ст. 75 имеет особое значение. Именно она имеет норму, подтверждающую, что Центральный банк Российской Федерации имеет особый статус, гарантирующий ему независимость от вмешательства со стороны других органов государственной власти. Согласно Конституции Российской Федерации, только Центральному банку Российской Федерации дано исключительное право на осуществление эмиссии наличных денег в Российской Федерации. И только ему дано право на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Что не исключает того, что другие органы государственной власти могут принимать активное участие в совместных мероприятиях по защите устойчивости рубля, которая зависит от очень многих факторов.
Тем не менее, несмотря на то, что устойчивость национальной валюты зависит от многих факторов и действий многих органов государственной власти, органов исполнительной, законодательной и даже судебной власти, Конституция Российской Федерации прямо указывает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. С одной стороны, эта норма, несомненно, означает, что Конституция ограничивает возможность для неконтролируемой эмиссии (например, Правительством Российской Федерации для покрытия своих расходов или финансирования каких-либо программ исполнительной власти). Эту норму следует рассматривать как запрет для других органов государственной власти вторгаться в вопросы эмиссии. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Конституционное значение независимого положения Центрального банка Российской Федерации имеет огромное самостоятельное значение для определения конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации. Толкование конституционного значения независимости Центрального банка невозможно без анализа значения слова независимо в 75-й статье Конституции Российской Федерации.