Да и вообще надо понимать, что группа ВТБ – это не просто банковский бизнес, это синергия банковского и инвестиционно-корпоративного бизнесов, и вся модель развития строится именно на ней. При этом розничный банковский бизнес довольно активно в своей работе прибегает к взаимодействию со страховыми компаниями. Это помогает снизить риски банка в отношении того или иного заемщика. В результате уменьшается ставка по кредиту, если, например, это страхование идет на данный банковский продукт, поскольку часть рисков забирает на себя страховая компания. Поэтому взаимодействие страховых компаний с банками – это прочно входящая в практику тенденция, которая продолжает активно существовать. И не принимать ее во внимание, соответствуя текущим реалиям рынка, – ошибочный шаг, который снизит конкурентные преимущества группы, и в частности ВТБ 24, в банковском секторе.
По всей видимости, говорит эксперт, перспективы у ВТБ в данном бизнесе довольно хорошие. Укрупнение страхового бизнеса за счет слияния двух компаний позволит банку избежать комиссий, которые уплачиваются страховщику согласно договору с банком на оказание услуг, а значит, по более выгодным условиям предлагать страхование клиентам и потенциальным клиентам группы ВТБ. Учитывая, что бизнес двух страховщиков сейчас развивается вполне хорошими темпами, а именно по итогам девяти месяцев 2012 года совокупные премии «ВТБ страхования» и СГ МСК составили 33,8 млрд рублей, – этот результат позволил бы занять единой компании пятое место среди лидеров российского страхования.
Сейчас на рынке страхования имеется один крупный игрок – «Росгосстрах». Он уже выполнил свою миссию, заняв прочную позицию. Спрос на услуги этой компании является наиболее стабильным и большим. Компания имеет такое положение благодаря надежности своих капиталов. О том, что «Росгосстрах» внезапно закроется и объявит о своем банкротстве, не скажет никто. Относительно недавно «Росгосстрах» открыл и собственную кредитную организацию, что укрепляет его финансовые возможности. Противоположный путь ожидает ВТБ: группа, владеющая одним из крупнейших банков России, будет развиваться в страховании.
Но, учитывая недостаточно высокий уровень конкуренции в страховании, для ВТБ место на рынке, естественно, найдется. В первую очередь это имущественное страхование. Выступление компании с этой услугой неотъемлемо будет связано с поиском лучшего ценового предложения. У такой крупной организации, как ВТБ, должно быть достаточно средств для поддержания более низких цен (в сравнении с лидером рынка) за страховые взносы. Немаловажным фактором будет являться и репутация страховой практики ВТБ. Выбор страховой компании заключается не только в тарифах, но и в качестве обслуживания клиентов, включая достаточность и быстроту выплат страховых возмещений. Уделяя этому внимание, страховая компания точно найдет своего клиента на рынке. Стоит отметить, что развитие страховых активов, не отделимых от бренда ВТБ, – это правильное решение. Ранее это направление было решено наделить самостоятельностью. Теперь компания сможет использовать репутационный ресурс ВТБ для достижения поставленных задач.
К тому же пробиться в лидеры страхового рынка для ВТБ вполне возможно. 44% прибыли ВТБ в последнем отчетном квартале составляли доходы от непрофильных активов, включая девелопмент, лизинг и страхование. Увеличение страховых премий и расширение страхового портфеля возможно за счет комбинированных предложений, например, в сфере автокредитования. Покупатели автомобиля в этом случае получают займы по ставке на несколько десятых процентного пункта ниже рынка, зато страховые премии увеличиваются. То же самое вполне можно сделать и с ипотекой, ведь хитом сезона на мировом рынке ипотечного брокериджа стало увеличение страховых премий при сниженных ставках.
Для ВТБ Групп, для оптимизации сделок слияния и поглощения) рекомендуется использовать следующую модель.
Сделки слияний и поглощений промышленных предприятий отличаются сложностью и уникальностью, характеризуются в зависимости от целей, задач, выбранного направления интеграции, отношения сторон к сделке. Кроме того, они сопряжены с высоким риском, связанным с доступностью, полнотой, достоверностью и адекватностью информации, а также высоким уровнем неопределенности при принятии соответствующих стратегических решений. Учитывая эти факторы, для анализа интеграционных процессов следует использовать сложную, многоуровневую систему показателей.