Интерес ВТБ к Армении, а также к Украине и Беларуси вполне оправданным. Украина, Беларусь, Армения - это самые развитые рынки стран СНГ. Рынок здесь практически не освоен, и потенциал его развития очень высок. Оживляется товарооборот компаний в странах СНГ, а такой сети, которая бы обслуживала их межстрановые расчеты, не существует. Поэтому банки, которые раньше других начнут строить сети между странами СНГ, получат дополнительные конкурентные преимущества.
В тоже время, можно отметить, что на фоне последовательного проникновения и расширения масштабов деятельности банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации подобная международная активность отечественных банков выглядит куда более скромной. Создание дочерних банков и филиалов российских банков за рубежом является скорее исключением, чем правилом.
Объясняется это рядом причин. Во-первых, открытие дочерних банков и филиалов предполагает дополнительные административно-хозяйственные затраты, которые выше расходов по созданию филиалов на территории Российской Федерации. Не менее важное значение имеют и объем зарубежных операций клиентов банка. С экономической точки зрения они должны обеспечивать хотя бы безубыточную деятельность заграничного подразделения. В настоящее время собственные средства отечественных банков и масштабы международного бизнеса подавляющего большинства их клиентов таковы, что создание филиалов и дочерних банков за рубежом не рассматривается в качестве приоритетной задачи. Даже самые крупные по российским меркам кредитные организации предпочитают обслуживать заграничные операции своих клиентов через систему корреспондентских отношений. Во-вторых, сдерживающую роль для российских банков играет фактор конкуренции на рынке финансовых услуг. Брэнды, продуктовые ряды, технологии обслуживания клиентов в большинстве случаев не позволяют рассчитывать даже на самую скромную рыночную нишу. Какими бы большими не представлялись административно-хозяйственные расходы по созданию заграничного подразделения, затраты по поддержанию и развитию международного бизнеса в банковской сфере заметно выше. Ярким примером могут служить заграничные банки бывшего СССР, которые, даже опираясь на поддержку Банка России, не смогли за последние 10 с лишним лет расширить масштабы своего присутствия на рынке финансовых услуг. Более приемлемым регионом для развития международного присутствия российских банков представляются страны СНГ. В-третьих, даже в тех случаях, когда возникает экономическая целесообразность открытия дочернего банка, филиала или представительства за рубежом, российские банки нередко сталкиваются с различными препятствиями, которые в силу ряда причин создаются надзорными органами страны- пребывания. Рассмотрение заявки может длиться годами (например, так было по вопросу преобразования в филиал представительства ОАО «Международный банк Санкт-Петербурга» в Финляндии).
В целом, опыт банков стран ЕС показывает, что стратегию развития международного присутствия, прежде всего, в странах СНГ будут осваивать ведущие российские банки, стремящиеся получить дополнительные прибыли за счет выхода на новый рынок с относительно благоприятными окружающими факторами и стремящиеся идти вслед за своими клиентами.