4. Как уже отмечалось выше, многие российские коммерческие банки обладают низкой капитализацией, поэтому повышение размера собственных средств этих коммерческих банков путем эмиссий акций вполне естественно. Однако в российских условиях из-за еще недостаточной развитости фондового рынка коммерческие банки не могут привлекать денежные средства путем открытой подписки на акции, и поэтому акции размещаются, в основном, среди учредителей коммерческих банков. Разумеется, такое положение является временным, и в перспективе российские коммерческие банки все же смогут наращивать свой капитал путем открытой продажи акций, используя опыт зарубежных коммерческих банков по увеличению своей акционерной стоимости и инвестиционной привлекательности[35].
Однако пока банкиры российских проблемных коммерческих банков все охотнее перезанимают друг у друга. Но такая система является устойчивой до тех пор, пока на рынке в изобилии свободных средств. По сути дела, как в 1994 - 1995 гг., российские проблемные коммерческие банки начинают жить в долг, но, что характерно, - они одалживают и размещают средства друг у друга.
Банк России намерен прекратить взаимное кредитование между российскими проблемными коммерческими банками и аффилированными с ними структурами. Сейчас такая схема позволяет российским проблемным коммерческим банкам наращивать свой капитал на бумаге.
По мнению первого заместителя председателя Банка России А. Козлова, таким путем раздувают свои капиталы не менее 60 % российских проблемных коммерческих банков. Если Банк России введет в действие новую систему расчета собственных средств коммерческих банков, то после пересчета капиталов многих коммерческих банков у них можно будет отзывать лицензии из-за невыполнения норматива Банка России Н1 по достаточности капитала.
Динамично меняются виды банковских услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Ясно, что традиционные организационные структуры с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников не позволяют банкам быстро адаптироваться к изменениям среды.
Стратегические направления, задачи развития банковской системы России и меры государственной политики по их решению были определены Правительством Российской Федерации и Банком России в принятой в декабре 2001 г. «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации»[36]. За прошедшие года удалось выполнить намеченные мероприятия по модернизации банковской системы, созданию условий роста масштабов банковского бизнеса и его качественного развития. Был принят ряд важных законов - в сфере развития финансовых рынков, валютного регулирования, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, защиты интересов вкладчиков; были укреплены правовые основы банковского регулирования и надзора; повысилась функциональная роль банковского сектора в экономике. На начало 2004 г. соотношение активов банковского сектора с ВВП оценивается в 42% (в начале 2002 г. - 35%), капитала - 6,1% (против 5,0%), кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, - 18,0% (против 13,6%).[37]
Вместе с тем банковская система России остается относительно небольшой и пока не играет той роли в экономическом развитии, которая характерна для стран с развитой рыночной экономикой. Для выполнения задачи повышения функциональной роли банковской системы необходимо решить целый ряд проблем общеэкономического и правового характера, устранить внутренние факторы, препятствующие развитию банковской системы (такие, в частности, как слабость корпоративного управления и бизнес-планирования, ориентация отдельных кредитных организаций на оказание сомнительных услуг и/или ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер части капитала некоторых банков и т. п.).
Государство обязано построить эффективную банковскую систему. В условиях монопольного преобладания в кредитной сфере государственных банков и кредитных организаций экспортных ФПГ лишь оно может осуществить реструктуризацию банковской системы. И начинать надо, прежде всего с ее высшего уровня - Центрального банка.
Необходимо создать четкую систему сдержек и противовесов денежных властей. С одной стороны, если Банк России не будет независим в проведении денежно-кредитной политики, правительство не сможет удержаться от соблазна решать бюджетные проблемы самым легким путем - эмиссией. С другой - если он не будет отвечать за результаты денежно-кредитной политики с позиций ее положительного или отрицательного воздействия на развитие экономики, то эта политика превратится в чистую формальность. Если Банк России не будет самостоятельно строить и регулировать банковскую систему, он никогда не сможет сформировать в стране стабильный банковский сектор (так было до дефолта 1998 г.). Но если Центробанк не будет нести ответственность за воздействие данного сектора на развитие экономики страны, банковская система станет излишне зарегулированной, нерентабельной и потому безразличной инвестору.