Примечательно, что в Законе отсутствуют такие виды профессиональной деятельности, разрешенные ранее (ст. 15, 17 и 19 Положения), как деятельность в качестве:
— инвестиционного консультанта;
— инвестиционного фонда.
Напомним, что деятельность в качестве инвестиционного консультанта определялась в Положении как “оказание консультационных услуг по поводу выпуска и обращения ценных бумаг” (ст. 17), а деятельность в качестве инвестиционного фонда — как “выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета и во вклады.” (ст. 19). Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
Ранее в Положении был введен ряд ограничений на совмещение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
— деятельность инвестиционного фонда являлась исключительным видом деятельности на фондовом рынке (ст. 19);
— объединение деятельности в качестве инвестиционной компании и финансового брокера допускалось при условии, что инвестиционная компания осуществляла деятельность в качестве финансового брокера только через фондовые -биржи (ст. 21);
— деятельность в качестве фондовой биржи являлась исключительным видом деятельности (ст. 55).
Закон совершенно по-новому подходит к вопросу ограничений на совмещение видов деятельности на фондовом рынке (разд. II, гл. 2). Так, совмещение деятельности финансового брокера и финансового дилера в Законе разрешено без ограничений (ст. 3). Но сделана оговорка, что “сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера” (ст. 3, абз. 5).
Согласно Закону деятельность в качестве фондовой биржи не может совмещаться ни с какими другими видами деятельности, “за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11). Это весьма существенная и важная для фондовых бирж возможность расширения спектра услуг своим членам.
Закон явным образом и совершенно недвусмысленно запрещает совмещение деятельности по ведению реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10).
В Законе не запрещено совмещение деятельности организации торговли на рынке ценных бумаг (за исключением фондовых бирж) с другими видами профессиональной деятельности на фондовом рынке (ст. 9 и 10). Отсюда следует, что организация, обеспечивающая функционирование внебиржевой фондовой торговой площадки, имеет возможность выступать на этой площадке в качестве брокера, дилера, вести счета депо участников торговли, проводить клиринг между ними и т.д. и т. п. со всеми вытекающими для остальных участников этой торговой площадки последствиями. Возможно, оставленное Законом за ФКЦБ право ограничивать совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами (ст. 10, абз. 2) позволит избежать серьезных злоупотреблений со стороны организаторов торговли в этом вопросе.
Исключительность деятельности на фондовом рынке
В Положении деятельность на российском рынке ценных бумаг в качестве инвестиционного института, т. е. профессионального участника рынка ценных бумаг, была объявлена исключительной (ст. 14).
В Законе требование об исключительности такого рода деятельности отсутствует. Ограничение существует только для:
реестродержателей, у которых “деятельность по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг” (ст. 10);
— фондовых бирж, которые не имеют право совмещать деятельность “по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств” (ст. 11).
Фондовая биржа
Исключительно важным было появление Федерального кона “О рынке ценных бумаг” для фондовых бирж. Рассмотрим те особенности, которые новый Закон внес в понятие “фондовая биржа”, ее организационно-правовую форму и правила работы.
Главная особенность Закона состоит в том, что достигнута определенность и непротиворечивость в организационно-правовой форме фондовых бирж. Раньше, согласно российского законодательству, биржи являлись некоммерческими организациями, не преследовавшими в своей деятельности получен прибыли (ст. 55 Положения). Однако в организационно-правовом плане они были акционерными обществами (ст. 55 Положения), которые, согласно ГК РФ и Федеральному закону “Об акционерных обществах”, являются коммерческими организациями, т. е. организациями, преследующими в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. ст. 50 гл. 4, а также п. 1 и 3 ст. 66 ГК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона “Об акционерных обществах”). Следует отметить, что среди понятий и определений, используемых Федеральном законе “О некоммерческих организациях”, не фигурируют биржи.