Современное состояние финансового права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности, которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - «снизу вверх», поскольку, например, более детальное законодательное оформление и научное осмысление получают налоговая, бюджетная и валютная ответственность.[6]
При этом следует отметить, что действующее законодательство предусматривает ответственность банков за нарушения норм гражданского, банковского, бюджетного, налогового, валютного, административного, таможенного законодательства и других отраслей права. Например, гражданско-правовая ответственность банков в расчетных отношениях выделяет два вида имущественной ответственности:
а) за нарушение обязательств по договору банковского счета;
б) ответственность банков при осуществлении расчетов.
Определение роли банка как специального субъекта налогового правоотношения (в отличие от небанковских кредитных организаций), а именно налоговой ответственности, исходит из того, что банковские операции, служащие своеобразным связующим звеном в отношениях по перечислению, сбору налогов в бюджет, позволяют банкам выступать налогоплательщиками, налоговыми агентами и сборщиками налогов.
Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 132-135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах:
1. Нарушение банком порядка открытия счетов налогоплательщиков и исполнения поручений о перечислении налогов и сборов.
2. Неисполнение банком решений налогового органа о приостановлении операций по счетам о взыскании недоимок и пени.
3. Непредставление налоговым органам сведений о финансовых операциях налогоплательщиков.
Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена в виде санкций, выраженных в разных формах: в твердых денежных суммах (нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб., несообщение банком налоговому органу сведений об открытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.); в начислении пеней (за нарушение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов применяется взыскание пеней в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки); в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др.
Применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам преследует основную цель - защиту экономических интересов государства, укрепление национальной валюты. На банки, осуществляющие операции с иностранной валютой, возложены специальные функции агентов валютного контроля в интересах государства. Ненадлежащее выполнение ими функций валютного контроля может привести (и фактически приводит) к ущербу для экономики страны несравнимо большему, чем при нарушении норм банковского регулирования. За нарушение порядка совершения валютных операций, т.е. за валютные правонарушения, банки должны нести ответственность по нормам, установленным Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными нормативными актами Банка России, изданными в ее исполнение.