Следует отметить, что расчеты при осуществлении валютных операций, а также покупка и продажа иностранной валюты и чеков в иностранной валюте в Российской Федерации производятся только через уполномоченные банки.
Банк России устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и осуществления уполномоченными банками операций с наличной иностранной валютой с участием физических лиц установлен Инструкцией ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-Й.
Таким образом, особый порядок образования, регистрации, формирования уставного капитала, необходимость лицензии при осуществлении специфичных операций, бюджетно-налоговая правосубъектность, место и роль в системе экономики выделяют банк как специального участника финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствующих органов.
Финансовую деятельность государства также осуществляют Центральный банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29 июля 2004 г., с изм. от 23 декабря 2004 г). Центральный банк РФ осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РФ. Следовательно, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции Центрального банка РФ.
Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия[5] в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.
Вместе с тем, вся финансовая система, являясь неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета, не может функционировать без института ответственности. Так, например, в соответствии с действующим законодательством исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.
Выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.
Понятие финансовой ответственности - одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.