Распоряжение или инкассовое поручение сдаются взыскателями и получателями платежей на инкассо в свой банк, который немедленно отсылает их в банк плательщика. Последний в день получения расчетного документа на взыскание платежа предъявляет его к оплате, а при отсутствии средств помещает в картотеку №2.
Расчеты предприятий и организаций друг с другом осуществляют коммерческие банки, в которых открыты их счета. Если плательщик и получатель средств обслуживаются одним банком, то их расчеты сводятся непосредственно к списанию средств со счета плательщика и зачислению их на счет получателя. Если же они обслуживаются разными банками, то перечисление денежных средств со счета плательщика на счет получателя производится через корреспондентские счета их банков.
При централизованной системе межбанковских расчетов, которая в настоящее время является преобладающей, для этой цели используются корреспондентские счета, открытые каждому коммерческому банку в РКЦ при соответствующем территориальном управлении ЦБ РФ. Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков осуществляются через счета начальных и ответных дебетовых и кредитовых оборотов, открываемых на балансе ЦБ РФ. РКЦ, начавший операцию по расчетам, условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу – филиалом Б.При рассмотрении отдельных форм безналичных расчетов документооборот каждой из них представлен с учетом межбанковских расчетов через РКЦ ЦБ РФ.
Следует отметить, что в настоящее время все шире развиваются межбанковские расчеты, основанные на прямых корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом, которые позволяют им осуществлять перевод денежных средств клиентов непосредственно, минуя ЦБ РФ.
В своей деятельности коммерческий банк руководствуется следующими принципами:
· обязательное соблюдение законодательных норм и нормативов;
· стремление к получению прибыли;
· уклонение от рисков;
· ответственность за результаты своей деятельности своими доходами и собственным капиталом;
· свободное распоряжение ресурсами и доходами;
· самостоятельный выбор клиентов;
· предпочтение длительной перспективы краткосрочным результатам.