Тенденции дальнейшего реформирования банковской системы в Казахстане
Дальнейшее развитие банковской системы Казахстан должно сопровождаться принятием следующих мер:
1. Выработать и принять к руководству республики осмысленную концепцию развития банковской системы на 5 лет вперед.
На сегодняшний день отсутствует стратегия развития банковской системы на ближайшие 5 лет. Все меры, осуществляемые в рамках текущего регулирования или в более долгосрочном плане, необходимо увязать с теми целями и задачами, которые планируется достигнуть в перспективе. Эти меры не должны быть хаотичными и противоречивыми, они должны быть нацелены на стимулирование достижения результата.
Данная программа должна быть разработана Национальным Банком Казахстана совместно с Правительством Республики Казахстан, так как она должна определять задачи развития банковского сектора и меры государственной политики по их решению, причем широкое участие в ее подготовке и согласовании должны принимать непосредственно банки второго уровня.
Примером такой программы может служить принятая 30 декабря 2001 года Правительством Российской Федерации и Банком России «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации».
Данный документ определяет стратегию развития банковского сектора страны на ближайшую перспективу и как сказано в предисловии вышеуказанного документа при стабильных экономических условиях для достижения целей развития банковского сектора потребуется около 5 лет.
Основными разделами российской стратегии являются:
- цели и условия развития банковского сектора;
- оценка текущего состояния банковского сектора;
- политика государства в отношении банковского сектора;
- структурные аспекты развития банковского сектора;
- функциональные аспекты развития банковской деятельности;
- развитие системы корпоративного управления и внутреннего контроля в кредитных организациях;
- регулирование банковской деятельности, банковский надзор, внешний аудит;
- взаимодействие в банковском сообществе и сотрудничество с международными организациями.
Считается, что российская стратегия может послужить фундаментом для разработки Казахстаном собственной программы развития банковской системы.
2. Разработать и реализовать программу работы с просроченной задолженностью у коммерческих банков.
В соответствии с международным опытом программа реструктуризации банковской системы в тех странах где она была реализована эффективно в обязательном порядке включает в себя масштабную программу выкупа просроченной задолженности у коммерческих банков специализированными государственными органами, осуществляющими реализацию программы реструктуризации. Такая программа, к примеру, в соответствии с корейским опытом включает в себя выкуп с установленным, равным для всех участников программы дисконтом просроченной задолженности или прав требования по активным операциям у коммерческих банков.
Она позволяет:
- освободить балансы банков от лишнего груза просроченной задолженности и соответственно снизить резервы на возможные потери по ссудам и увеличить капитал;
- улучшить ликвидность банковской системы в целом, предоставив коммерческим банкам денежные средства или ликвидные ценные бумаги взамен неработающих активов.
Такой опыт имеется в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и др. Как нам представляется, выкуп просроченной задолженности по кредитам, выданным предприятиям, в условиях Казахстана должен быть произведен у коммерческих банков с дисконтом не менее 50% для обеспеченных и не менее 70-80% для необеспеченных кредитов. Высокий размер дисконта обеспечит предостережение коммерческим банкам на будущее при «некачественном» кредитовании.