Различают два подхода аналитического анализа финансового рынка:
фундаментальный (основан на представлении, что движение курса финансовых инструментов является отражением состояния экономики в целом),
технический (в значительной степени опирается на использование психологических индикаторов (sentiment indicators) и на анализ движения денежных средств(flow of funds analysis)).
Фундаментальный анализ.
Фундаментальный анализ основывается на оценке эмитента: его доходов, положения на рынке, активов и пассивов, норме прибыли на собственный капитал и других показателях, характеризующих эффективность деятельности эмитента. К инструментарию фундаментального анализа относится метод коэффициентов. При этом, однако, нельзя не отметить, что анализ коэффициентов имеет дело только с количественными данными. Поэтому использование только коэффициентов может привести к получению недостоверной информации. Наиболее часто применяются следующие коэффициенты:
коэффициент р/е – natio определяется как отношение курсовой стоимости акции к величине чистой прибыли в расчете на одну обыкновенную акцию;
коэффициент d/р – ratio исчисляется как отношение дивиденда по обыкновенной акции к ее курсовой стоимости;
Бета-коэффициент – определяет влияние общей ситуации на рынке в целом на судьбу конкретной ценной бумаги, его принять считать мерой риска инвестиций в данные ценные бумаги. При бета-коэффициенте больше единицы риск инвестиций выше, чем в среднем по рынку, а при бета-коэффициенте меньше единицы – наоборот.
R-квадрат (R-squared) характеризует долю риска вклада в данную ценную бумагу, вносимую неопределенностью риска в целом. Чем ближе R-квадрат к нулю, тем больше независимым является поведение акции по отношению к общей тенденции рынка.
Технический анализ.
Технический анализ – это исследование динамики рынка, чаще всего с помощью графиков, с целью прогнозирования будущего направления движения цен. Технический анализ и исследование динамики рынка теснейшим образом связаны с изучением человеческой психологии. Одной из сильных сторон технического анализа является то, что его можно использовать практически для любого средства торговли и в любом временном интервале. Нет такой области в биржевых операциях где бы ни применялись методы технического анализа.
Психологические индикаторы отражают поведение различных групп участников рынка: трейдеров-одиночек, взаимных фондов, профессионалов, работающих непосредственно в торговом зале биржи. Огромное значение придается тем психологическим индикаторам, которые показывают общее настроение рынка: бычье или медвежье. Аналитик исходит тут из принципа, что большинство или толпа всегда ошибается. Анализ движения денежных средств имеет дело с кассовыми позициями различных групп, таких, на пример, как взаимные фондов или институциональные инвесторы. В данном случае аналитик рассуждает следующим образом: чем больше кассовая позиция, тем больше денежных средств может быть использовано на покупку акций.
Технический анализ финансового рынка представляет совой комбинацию многих различных подходов. Каждый из технических методов добавляет свой оттенок в картину рынка, предстающую перед аналитиком. Главное, таким образом, уметь выбрать те инструменты технического анализа, которые более всего подходят для данного этапа в развитии рынка.
Основными инструментами технического анализа являются:
Построение графиков: чаще всего аналитики используют столбиковые, линейные и пункто-цифровые графики.
Определение тенденции: о характере тенденции говорит направление динамики спадов и пиков. Если каждый последующий пик больше предыдущего, то это восходящая тенденция, если же ситуация обратная – нисходящая, при расположении спадов и пиков на одном уровне говорят о наличии горизонтальной тенденции. У любого трейдера, играющего на финансовом рынке, всегда есть три варианта действия: покупать (занять длинную позицию – если рынок идет вверх), продавать (занять короткую позицию – если рынок идет вниз) или вообще ничего не предпринимать (если рынок плоский).