Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерять от неожиданного повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае, если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара (пример 2).
Пример 2
Цена на 1 января |
Цена на 1 апреля |
Затраты на рынке реального товара |
Выручка от операций на фьючерсном рынке |
Затраты покупателя за счет собственных средств | |
Рынок реального товара |
100 |
120 |
120 |
– |
– |
Фьючерсный рынок |
120 |
140 |
– |
20 (140 - 120) |
– |
Выручка - всего |
– |
– |
– |
– |
100 (120 - 20) |
Исходя из примера 2, затраты покупателя на рынке реального товара (120 единиц) благодаря полученному доходу от фьючерсного контракта (20) не превысили суммы затрат, планируемых им по состоянию на 1 января (100 единиц). Оба приведенных примера раскрывают суть приведенной страховой функции хеджирования.
Как видно их приведенных примеров, использование механизма фьючерсной торговли позволяет продавцам планировать свою выручку, а значит, и прибыль; а покупателям - затраты.
На практике трудно предугадывать изменение цен на длительный срок. Динамики цен рынков реального товара и фьючерсного не совпадают, поэтому, как правило, хеджирование не охватывает всей массы произведенных биржевых товаров.
Существуют разные формы (способы) хеджирования в зависимости от того, кто является его участником и с какой целью оно осуществляется. Хеджирование может проводиться на весь наличный товар или на его часть; на имеющийся наличный товар, отсутствующий в момент заключения фьючерсного контракта; на комбинацию различных дат поставки товара и выполнение фьючерсного контракта и т.д.
Хеджирование позволяет и получить дополнительную прибыль. Средняя разница между ценой наличного товара и фьючерсного контракта на соответствующий месяц поставки представляет собой “базис” и зависит от расходов на хранение и других труднопрогнозируемых факторов.
В случае хеджирования продавец товара, желающий получить дополнительную прибыль, должен стремиться продать фьючерсный контракт на свой товар по цене, превышающей рыночную на величину базиса. Если в дальнейшем базис будет уменьшаться, то хеджер (т.е. тот, кто осуществляет хеджирование) выигрывает, так как либо рост цен на фьючерсном рынке отстает от роста цен на реальном рынке, либо снижение цен на фьючерсном рынке опережает снижение цен на рынке реального товара. В случае увеличения базиса хеджер-продавец проигрывает. Покупатель товара, желающий получить дополнительную прибыль, основывается в своих прогнозах на ином изменении базиса, т.е. при его возрастании хеджер проигрывает, а при понижении проигрывает.
В указанных вариантах конечная цена для хеджера равна его цена плюс изменение базиса.