Организация учетно-операционной работы в отделении ОАО «Белагропромбанк» в г. Смолевичи заключается в распределении обязанностей и операционной нагрузки между ответственными исполнителями, в установлении порядка обслуживания клиентов и прохождения документов, осуществлении предварительного и последующего контроля документов, в обеспечении достоверного отражения в учете данных по расчетно-денежным документам, в своевременной сверке аналитического учета с синтетическим, в своевременном и достоверном составлении ежедневного баланса, в организации режима рабочего дня.
Организация бухгалтерского учета в отделении ОАО «Белагропромбанк» в г. Смолевичи осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26.06.2007 N 198, Правилами организации бухгалтерского учета и отчетности в ОАО "Белагропромбанк", утвержденными решением Правления банка 28.12.2007, протокол N 76 (Приложение 9), Учетной политикой ОАО "Белагропромбанк" на 2013 год, утвержденной приказом Председателя Правления банка 28.12.2012 г. N 753 (Приложение 10).
Руководство бухгалтерским учетом возложено на главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно руководителю отделения.
Все хозяйственные операции регистрируются на счетах бухгалтерского учета. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, оформленным в соответствии с требованиями законодательства. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных, обеспечивали лица, их составившие и подписавшие.
Информация, которая содержится в первичных учетных документах, систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, которые подразделяются на регистры аналитического учета и регистры синтетического учета.
Основной формой аналитического учета в банках являются лицевые счета (Приложение 11), открываемые в разрезе балансовых и внебалансовых счетов, которые ведутся на бумажных или машинных носителях информации.
Аналитический учет ведется в национальной и иностранной валюте.
Основными формами синтетического учета в банке являются: ежедневный баланс, кассовый журнал (Приложение 12, 13), оборотно-сальдовая ведомость (Приложение 14), ведомость остатков (Приложение 15).
Синтетический учет операций ведется только в белорусских рублях.
Для обеспечения своевременного прохождения первичных учетных документов по всем стадиям обработки, организации надлежащего текущего контроля за совершаемыми банком операциями, с целью своевременного и достоверного отражения совершаемых операций в бухгалтерском учете и отчетности, банком разрабатываются График документооборота (Приложение 16) и График обслуживания клиентов.
Операционный день банка состоит из банковского дня и времени завершения обработки информации. Время начала и завершения операционного дня, банковского дня учреждения банка, его отделений определяется приказом руководителя учреждения банка или лица уполномоченного. Завершение операционного дня осуществляется обязательным формированием ежедневного баланса не позднее начала следующего операционного дня
В ежедневном балансе отражаются обороты по дебету и кредиту за день, исходящие остатки по активу и пассиву по каждому балансовому счету 4-го порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам 3-го и 2-го порядков. По внебалансовым счетам отражаются операции по приходу и расходу и исходящие остатки.
Ежедневный баланс проверяется и подписывается руководителем, главным бухгалтером или лицами ими уполномоченными.
Правильность составления ежедневного баланса контролируется равенством дебетовых и кредитовых оборотов и итогов остатков по активу и пассиву, а правильность остатков по внебалансовым счетам – соответствием его итогу остатку за предыдущий операционный день плюс сумма оборотов по приходу минус сумма оборотов по расходу за текущий операционный день.
Все банки обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов и отчётности. Банками разрабатывается номенклатура дел (Приложение 17), которая представляет собой перечни документов с указанием сроков их хранения. Номенклатура дел утверждается руководителем банка. Приказом руководителя банка должны быть определены места для хранения документов, назначены лица, ответственные за обеспечение их сохранности, которые под роспись знакомятся с действующим в банке порядком хранения документов. На случай чрезвычайных обстоятельств должны быть разработаны и утверждены руководителем банка инструкции, определяющие порядок и очерёдность выноса документов в безопасные места.