Основным отгрузочным документом, подтверждающим и содержащим сведения о страховой операции на морских перевозках грузов, является страховой полис. Полисы бывают четырех категорий:
1. Рейсовые.
2. Срочные.
3. Смешанные.
4. Генеральные.
По рейсовому полису объект страхуется на перевозку из одного пункта в другой, по временному (срочному) страхуется на определенное время (срок), а по смешанному полису и на рейс, и на срок. Генеральные полисы содержат общие условия страхования, а не частности, обусловленные отдельными отправками предназначенных для страхования товарами, и выдаются на 12 месяцев.
В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:
• - точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
• - номера и даты коносанентов или других перевозочных документов;
• - вид транспорта (при морской перевозке - название, год постройки и тоннаж судна);
• - способ сортировки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
• - пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
• - дата отправки груза;
• - стоимость груза (страховая сумма);
• - вид страховой деятельности (условия страхования). В международной торговле поставка товаров морским путем на условиях СИФ (продавцу доставляет груз в порт отгрузки, грузит его на борт судна, оплачивает фрахт, застраховывает груз от рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю, высылает покупателю все необходимые документы по отправке; от продавца не требуется передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов) возлагает обязанность заключения договора страхования на продавца.
Другие сделки (КАФ,ФАС,ФОБ) освобождают продавца от расходов по страхованию.
КАФ: продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит 'на покупателе.
ФОБ: продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен застраховать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки.
ФАС: содержание сделок аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.
В авиационное страхование входит большой круг специфических рисков, к которым относятся следующие:
• - страхование самолетов от гибели и повреждения;
• - страхование ответственности перед пассажирами за их жизнь, здоровье и багаж;
• - страхование ответственности перед третьими лицами за причиненный вред им или их имуществу в результате эксплуатации авиатранспортного средства;
• - страхование команды;
• - страхование ответственности за сохранность грузов, перевозимых авиатранспортом;
• - страхование ответственности перед третьими лицами при строительстве самолетов и их ремонте;
• - страхование ответственности владельцев аэропортов;
• - страхование потери прибыли из-за невозможности эксплуатировать воздушное судно.
Страхованию подлежат запасные части, специальное оборудование, установленное или перевозимое на борту, но связанное с обеспечением полета. Причем страховое покрытие всех видов ответственности перед пассажирами и третьими лицами в 10 раз больше, чем страховая стоимость самого самолета.
Договоры заключаются на любой срок: на время одного перелета, на период демонстрационных полетов или соглашений.
При установлении ставок премии по авиационному страхованию применяется принцип индивидуального подхода к оценке рисков. При страховании самолетов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями для установления адекватных ставок премии являются следующие данные:
• - состав флота по количеству и моделям самолета;
• - страхование суммы по каждому самолету;
• - число пассажирских мест в каждом самолете;
• - квалификация местного состава;
• - годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров, тонно-километров:
• - количественное и стоимостное выражение гибели самолетов за последние годы.
Различаются 4 основных вида полисов этого страхования:
• - страхование на время сборки и последующего испытания спутников, ракет-носителей и отдельных агрегатов;
• - страхование на предзапусковой стадии - на этапе от окончательной сборки до запуска, включая транспортировку космического аппарата от места хранения к месту запуска;
• - страхование на стадии запуска - с момента запуска двигателей до момента вывода на расчетную орбиту с последующей проверкой функционирования всех систем до передачи спутника в коммерческое использование;