Прогноз вероятного развития ситуации в банках. Российская практика не содержит возможности по прогнозу ситуации в коммерческом банке на основе изучения комплексной информации, а ориентирована преимущественно на изучение существующих проблем в деятельности. Создание систем раннего реагирования, системы групповых сравнений банков является перспективным направлением совершенствования российской системы надзора, в том числе на макроэкономическом уровне.
Актуальность задачи повышения качества оценок кредитных организаций определяется тем, что вводится система страхования вкладов.
В этой связи главная проблема, которая возникает для надзорного органа, - это право Банка России на суждение о качественных параметрах того или иного банка и принятие на основе этого суждения соответствующих решений, в том числе решений, касающихся допуска банков в систему гарантирования вкладов.
Затруднения в организации полноценного надзора в значительной степени связаны с практикой банков по «приукрашиванию» своей деятельности, что ведет к искажениям в отчетности. В этом аспекте совершенствование методики оценки кредитных организаций, направленной на реальную оценку состояния дел, крайне важно.
Решение задачи смещения с формальной оценки количественных параметров на своевременную диагностику кредитных организаций, в свою очередь, требует опыта и высокой квалификации специалистов, использующих знания о реальных схемах отражения отдельных операций и сделок, используемых банками. В этом отношении ясно понимается приоритет аналитической составляющей в надзорной практике, базирующейся на организации кураторства и развитии методов финансового мониторинга.
Суть института «кураторства», организованного на настоящий момент Банком России в рамках общего эксперимента, состоит в том, что все вопросы, касающиеся деятельности одной кредитной организации (включая вопросы пруденциального надзора, инспектирования, валютного контроля, контроля за эмиссионной и инвестиционной деятельностью, контроля за операциями кредитных организаций на рынке ценных бумаг, контроля за формированием обязательных резервов, отдельные вопросы лицензирования, касающиеся расширения деятельности кредитной организации, вопросы, связанные со службами внутреннего контроля), находятся в компетенции одной группы специалистов – группы кураторов кредитной организации. При этом основной акцент при осуществлении надзорных функций сделан на контактный надзор.
Чрезвычайно важно решение проблем по линии инспектирования кредитных организаций. Если документарный анализ в общем случае должен быть способен определить предварительный диагноз или, по меньшей мере, сферы повышенного риска – и повышенного внимания со стороны надзора, - то задача инспекторов состоит как минимум в установлении реальной картины функционирования банка и определении точного диагноза. Одновременно внимание и время, отводимое на проверку соответствия банков сугубо формальным требованиям, должно быть сокращено. В рамках банковского надзора функция проведения оценок соблюдения банками непосредственно правовых норм зачастую превалирует над пруденциальной функцией, т.е. функцией оценок финансовой устойчивости банков и оперативной реализации в необходимых случаях комплекса мер по корректировке ситуации.
Сохраняется и задача улучшения общей организации текущего надзора. По-прежнему требуют решения проблемы повышения уровня координации (взаимодействия) между документарным надзором и инспектированием, оперативности и качества инспекционных проверок. По существу банковское инспектирование и дистанционный надзор остаются «нормативно неопределенными». Возможно, именно по этой причине результаты дистанционного надзора достаточно часто уточняются и корректируются результатами инспекционных проверок.
Важной задачей финансовой отчетности должна стать ее прозрачность путем представления полезной информации в целях принятия решений. Применительно к банковской системе особое значение имеет раскрытие через финансовую отчетность информации о платежеспособности и ликвидности банка, а также степени риска, присущего различным видам банковской деятельности. Отчетность должна быть построена таким образом, чтобы пользователи могли получить представление не только о степени рисков, но и о методах управления и контроля в отношении рисков. Именно в этом заключается суть эффективного банковского надзора.
Актуальной является также и решение проблемы своевременного и оперативного приведения нормативных документов Банка России в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, включая правоприменительную практику в области банковского дела. Надежность и устойчивость банковского сектора должно поддерживаться обновляющейся юридической базой, определяющей конкретные взаимоотношения между банками и их клиентами, между банками и регулирующими органами путем разработки и установления соответствующих стандартов регулирования, бухгалтерского учета и аудита.