Некоторые банковские кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Под «проблемным» в банковской сфере принято понимать такой кредит, по которому заемщиком не исполняются условия кредитного договора в части своевременного и полного погашения задолженности по договору, а также по которому у банка есть достаточно оснований полагать, что условия договора не будут исполнены заемщиком. Практически невозможно выдавать только без рисковые ссуды, по которым не возникает потерь. «Хороший кредит – это погашенный кредит», – так считает большинство банкиров. Выдавая кредит, они не уверены на 100%, что обязательство заемщика будут выполнены полностью и в срок.
Традиционно выделяют три основных вида рисков:
· предпринимательский – неопределенность получения ожидаемого дохода от вложения средств
· заимодавца – риск невозврата кредита, включающий в себя юридический риск (уклонение от возврата) или кредитный риск (недостаточность обеспечения);
· рыночный – вероятность потери средств в результате изменения курса национальной денежной единицы.
После предоставления кредита наступает новый этап управления кредитным риском – мониторинг текущего состояния действующего кредитного портфеля банка.
Он включает в себя несколько моментов:
o непосредственное отслеживание динамики текущей кредитоспособности и финансового состояния заемщиков, оценку текущего состояния предмета залога, а также своевременного и полного исполнения каждым заемщиком условий кредитной сделки;
o периодическое составление комплексной отчетности состояния кредитных дел и задолженности с соответствующей классификацией ссуд в зависимости от текущего уровня кредитного риска. Это дает возможность руководству банка ознакомиться с текущим состоянием кредитного портфеля банка, принимать управленческие решения по управлению кредитным риском, в том числе по созданию и восстановлению резервов на возможные потери по ссудам;
o выявление потенциальных опасностей и проблемных кредитов для оперативного принятия мер.
Если принятых мер недостаточно, подключаются службы банка, ответственные за работу с проблемной задолженностью.
При текущем мониторинге клиентов можно выделить следующие предупреждающие сигналы о снижении качества кредита:
§ несвоевременное или неполное выполнение условий кредитного договора заемщиком в части выплату сумм основного долга и процентов;
§ ухудшение финансового состояния заемщика (несвоевременное представление финансовой отчетности и т.д.);
§ ухудшение состояния предмета залога; наличие проблем с налоговыми и другими контролирующими государственными органами;
§ снижение внешнего рейтинга заемщика.
Процесс ликвидации просроченной задолженности принято делить на несколько этапов:
1) Превентивный.
Причиной больших проблем порой становится обычная забывчивость человека. Поэтому очень важно организовать превентивные действия, чтобы не допустить возникновения просрочки из-за невнимательности заемщика. Для этого достаточно в соответствии с графиком платежей, используя любой выбранный клиентом способ (SMS-напоминание, письмо по почте, телефонный звонок), заблаговременно предупредить его о необходимости внести очередной платеж.
2) Досудебный. На этом этапе важно не только направлять клиенту извещения о необходимости погашения просрочки и уплаты штрафов и пеней, но и отслеживать и фиксировать его реакцию. Во многих случаях урегулировать претензии можно только путем реструктуризации кредита. В таком случае необходимо подготовить, согласовать и заключить новый кредитный договор, соглашение о реструктуризации, подписать их и контролировать исполнение новых условий.
3) Судебный. Если банк столкнулся с так называемым сознательным неплательщиком или реструктуризация задолженности невозможна, в дело вступают судебные инстанции. В этом случае опять-таки необходимо выполнить некую последовательность действий: заказным письмом известить клиента о необходимости погасить возникшую задолженность, подготовить комплект документов для суда, запланировать и проконтролировать выполнение всех необходимых мероприятий, вести график участия в судебных заседаниях.
4) Послесудебный. Однако выиграть дело в суде – еще не значит получить причитающиеся банку деньги. Ход исполнительного производства, согласно утвержденному и согласованному графику, также необходимо контролировать.