Анализ финансового состояния банка-контрагента проходит поэтапно.
I этап – структурный анализ баланса и оборотов по балансовым счетам.
II этап – расчет капитала банка.
III этап – рейтинговая оценка баланса. Суть ее – определение места банка-контрагента в банковской отрасли. При этом рейтинг банка рассчитывается отдельно по стандартным группам показателей (ликвидность, капитализация, прибыльность, качество активов, состояние ресурсной базы, деловая активность). Рейтинг банка по каждой из данных групп показателей есть отклонение индивидуальных значений относительных коэффициентов от среднеотраслевых. Рейтинги банка в каждой группе показателей за определенный период оцениваются по 100-балльной шкале. После этого балльные оценки группы показателей взвешиваются, что дает возможность оценить состояние банка по 100-балльной шкале.
Рейтинговая оценка такого рода имеет ряд особенностей, в том числе следующие: финансовые коэффициенты рассчитываются на основе показателей, «очищенных» от суммы искусственных увеличений и скрытых иммобилизаций капитала; для выбора среднеотраслевых показателей необходима информация (финансовая отчетность) по очень широкому кругу банков (несколько сотен); веса коэффициентов в каждой группе определяются методом взаимных сравнений.
После того как банк всесторонне подготовился указанными выше способами к встрече с потенциальными контрагентами на рынке МБК, непосредственный отбор контрагента по сделке может происходить в двух основных формах.
1. В форме участия в аукционных торгах, которые проводит либо сам банк-кредитор (этим вариантом пользуется Банк России) или банк-дилер, либо кредитная площадка, сама не выступающая стороной сделок, а только действующая по заявкам клиентов.
2. В форме прямых межбанковских сделок, которые могут проводить либо непосредственно сами банки, входя для этого в прямой контакт с теми банками, которые не значатся в их «черных списках», либо операционные системы, в которых обслуживаются банки.
Заключение сделки предусматривает установление взаимных обязательств контрагентов. Чем более развит рынок, тем, как правило, меньше индивидуализированных формальностей требуется для выполнения данной процедуры. В странах, обладающих богатыми банковскими традициями, она настолько стандартизирована, что нередко не требует оформления кредитных отношений между банком-кредитором и банком-заемщиком путем подписания кредитного договора.
Банк-заемщик и банк-кредитор, знающие и доверяющие друг другу, могут заранее оговорить все условия заключения будущих сделок в рамочном генеральном договоре, на основании которого в дальнейшем будут совершаться все конкретные покупки и продажи МБК между ними. В текущей работе стороны могут ограничиваться лишь пересылкой протоколов и обычных учетных и информационных документов.
Существуют и уже применяются, в том числе российскими банками, технологии заключения сделок с использованием электронного документооборота, базирующегося на электронной почте и электронной подписи. Важную роль при этом играет юридическое сопровождение электронных документов, включающее в себя регистрацию подписания документа, проверку подлинности подписи, ведение архива и разрешение споров по сделкам.
Получение информации о рынке и проведение переговоров об условиях заключения сделки в основном (50–75% сделок в зависимости от банка) осуществляется посредством «прямого выхода» на банк-контрагент (банк, на который открыт соответствующий лимит и / или который имеет встречный открытый лимит) с использованием телефонной связи или информационной системы «Рейтер». При этом из-за существенных издержек по обслуживанию терминалов «Рейтер» ими пользуются только крупные московские и крупнейшие региональные банки.