Рынок МБК в России традиционно считается неоднородным и неустойчивым сегментом рынка. Это очень персонифицированный, «разборчивый» и внутренне противоречивый рынок. Банки, особенно работающие в одном регионе или в одних и тех же секторах финансового рынка, являются друг для друга естественными конкурентами, готовыми всегда помочь «утопить ближнего своего». Но, с другой стороны, в получении межбанковских кредитов и депозитов все они объективно заинтересованы. В результате на практике банки дружно следят друг за другом, а что касается кредитов, то их выдают далеко не всем желающим и всегда в ограниченных объемах.
Основными участниками рынка МБК кроме пользователей являются также операторы (организаторы) этого рынка: банки-дилеры и операционные системы. К неосновным участникам российского рынка МБК можно отнести: банки, операции которых в данной сфере носят нерегулярный характер; отечественные и иностранные информационные и информационно-аналитические (в том числе рейтинговые) агентства и службы, обслуживающие данный рынок.
Банки-дилеры как организаторы рынка: берут и выдают кредиты (причем берут, как правило, для перепродажи), занимаются конвертацией валют, работают на фондовом рынке; действуют от своего имени, на свой страх и риск (несут полную ответственность перед своими кредиторами и в свою очередь требуют от заемщиков безусловного выполнения взятых ими на себя обязательств); получают доход в виде разницы цен (процентных ставок) покупки и продажи денежных ресурсов; для организации своих операций используют сети корреспондентских отношений (в случае нехватки средств на корреспондентском счете какого-либо банка последний может срочно приобрести кредит у банка-дилера).
Под операционными системами (кредитными площадками) понимают специализированные НКО, подлежащие лицензированию со стороны Банка России, которые оказывают участникам рынка МБК сугубо посреднические услуги – «сводят» банки-клиенты напрямую. Операционная система: создает общую информационную среду и обеспечивает клиентов стандартной информацией от других участников рынка (текущие котировки, дополнительные условия, справочные сведения); позволяет клиентам проводить операции с более широким кругом активов и в более широком спектре срочности; получает доход в основном в виде комиссионных от банков-заемщиков (существует также форма абонентской платы за услуги кредитной площадки) [3]. Наиболее известными российскими операционными системами являются Московская международная валютная биржа (ММВБ) и Межбанковский финансовый дом (МФД).
Проведение операций на рынке МБК предполагает хорошее информационное обеспечение и налаживание в каждом банке рациональных технологий решений, относящихся к деятельности на МБК. Имеется в виду информация трех типов.
Общая информация – это новости, которые могут повлиять на состояние денежного рынка и потому необходимы работникам банков для адекватной оценки перспективности заключения сделок.
Аналитическая информация представляет собой результат оперативного (текущего) анализа состояния финансового рынка, в том числе оценки краткосрочных тенденций его развития. Желательно, чтобы данная информация была по возможности наглядной.
Конъюнктурной считается информация от конкретных участников и операторов рынка, т.е. такая, которая отражает текущее предложение кредитных ресурсов и их котировки, итоги торгов на различных площадках, свидетельствует о финансово-экономическом положении банков – участников данного рынка. Такая информация позволяет оперативно (хотя не всегда адекватно) оценить конъюнктуру конкретного рынка (аппарат такой оценки должен содержаться в блоке аналитической информации). Конъюнктурную информацию собирают, формируют и распространяют банки-дилеры и операционные системы (обычно этим занимаются их специальные подразделения) и специализированные агентства или службы. Каждый банк также собирает и формирует такую информацию для своих нужд.