Ипотечный рынок-это рынок ипотечных кредитов, предоставляемых банками и другими учреждениями домашним хозяйствам либо юридическим лицам с целью приобретения недвижимости под залог этой (или иной) недвижимости. Основой ипотечного рынка являются непосредственно кредитные отношения, поэтому кредитные отношения следует рассматривать как часть кредитного, и, в частности, рынка ссудных капиталов.
Ипотека - это товар. Любой товар обладает определенной полезностью (потребительской) стоимостью и служит удовлетворению определенных потребностей людей, готовых платить за удовлетворение этой потребности.
Потребительская стоимость товара «ипотека», в общем случае, заключается в том, что человек расширяет свои финансовые и временные возможности при приобретении недвижимости и удовлетворении потребности в жилье.
Стоимость данного товара определяется общественно-необходимым временем, затраченным на его производство, то есть затратами на андеррайтинг, оформление и обслуживание ипотеки.
Цена ипотечной услуги есть денежное выражение ценности услуги рыночная цена складывается в процессе взаимодействия цены спроса (определяется полезностью товара) и цены предложения (определяется издержками).
Цена ипотечного кредита определяется с одной стороны возможностями залогодателями – «цена предложения». Ее величина зависит от издержек залогодателя, а также других факторов.
С другой стороны, цена ипотечного кредита определяется полезностью услуги для заемщика, его желанием и возможностью гасить в срок и в полном объеме ипотечный кредит и предоставить в залог кредита принадлежащее ему недвижимое имущество. Это - «цена спроса».
Спрос на ипотечном рынке формируют потребители – семьи, традиционно называемые в экономической литературе домашними хозяйствами. Спрос во многом зависит от уровня реальных доходов населения, отношения доходов семьи к стоимости квартиры (часто используемый показатель – коэффициент доступности жилья, измеряемый как отношение средней рыночной стоимости стандартного жилья к среднегодовому доходу семьи), их динамики и ряда других факторов. Кроме того, спрос на ипотечном рынке зависит от цены заемных средств и условий их предоставления.
Предложения на ипотечном рынке создают банки (универсальные и ипотечные), ссудосберегательные организации, кредитные союзы, страховые компании и т.д.
Продавцами в данном случае являются кредитные организации. Поскольку ипотечный рынок является частью кредитного, то и ставки по ипотечным кредитам в целом соответствуют ставкам остальных кредитов с учетом специфики недвижимости как способа обеспечения обязательств.
Кроме того, формирование цен на банковские услуги определяется действием факторов, характерных для рыночной экономики: состояния конъюнктуры на фондовом и валютных рынках, экономической политикой государства, темпом и размером инфляции и т.д.
В результате взаимодействия «цены спроса» и «цены предложения» формируется рыночная цена ипотечной услуги, ее ценовое выражение заключено в величине процента за пользование ипотечным кредитом.
Ипотечный рынок имеет двухуровневый характер, поскольку на каждом из них, благодаря специфике ипотечного жилищного кредитования, происходят своеобразные процессы. Поэтому в соответствии с ними ипотечный рынок принято делить на первичный и вторичный.
В сущности, первичный рынок ипотечных кредитов представляет собой сегмент ипотечного рынка, непосредственно охватывающий всю совокупность деятельности кредиторов и должников, вступающих между собой в соответствующие обязательственные отношения, при которых должник (залогодатель) в качестве способа исполнения обязательства предоставляет, а кредитор (залогодержатель) принимает в залог недвижимое имущество. Субъекты и инструменты первичного рынка ипотечных кредитов показаны на рисунке 1.1.
Должник |
Кредитор | |
| ||
Недвижимость |
Обязательство | |
| ||
Право по договору об ипотеке |
Право по обязательству | |
Закладная (не эмиссионная ценная бумага) | ||
Кредитор хранит закладную у себя |
Кредитор пускает закладную в оборот на рынке |