Проблема оценки кредитоспособности заемщика и сам термин «кредитоспособность» изучались и разрабатывались в разные времена. Вопросы кредитоспособности были достаточно актуальны и освещались в экономической литературе дореволюционного периода и в трудах экономистов 20-х годов XX в.; интерес к ним возрос с конца 80-х годов, в начале проведения в стране экономических реформ.
В период НЭПа экономисты в целом под кредитоспособностью понимали, с точки зрения заемщика, способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученной ссуды; с позиции банка — правильное определение размера допустимого кредита.
В период развития рыночных отношений особое внимание стали уделять ликвидности активов заемщика.
Поэтому анализ изменения подходов к определению понятия «кредитоспособность» позволяет говорить о том, что оно подвержено влиянию со стороны развивающейся экономической среды функционирования кредитора и заемщика.
Итак, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) — его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, каждый из которых должен быть оценен и изучен.
Значимой и весьма сложной для аналитика проблемой является определение изменения всех факторов, причин и обстоятельств, влияющих на кредитоспособность в перспективе.
Поэтому цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные ему ресурсы и предполагает решение следующих задач:
¾ обоснование оптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов их погашения;
¾ определение эффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;
¾ осуществление текущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения после предоставления кредитных ресурсов;
¾ проведение текущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требований в отношении показателей его финансового состояния;
¾ анализ целесообразности и результативности принимаемых менеджментом решений по достижению и поддержанию на приемлемом уровне кредитоспособности организации-заемщика;
¾ выявление факторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредита заемщику;
¾ анализ достаточности и надежности предоставленного заемщиком обеспечения[5].
Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента:
характер клиента,
способность заимствовать средства,
способность заработать средства ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности),
капитал, обеспечение кредита,
условия, в которых совершается кредитная сделка,
контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка и органов надзора).
Изложенные критерии оценки кредитоспособности клиента банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:
¾ оценка делового риска;