Негативные аудиторские заключения отрицательно характеризуют деятельность клиента. Взыскание штрафов государственными контрольными органами свидетельствует о нарушениях клиентом законодательства Российской Федерации. Следует проверять соответствие уставу видов деятельности, занимающих наибольший удельный вес в хозяйственном обороте клиента.
Значительная доля расчетов в наличной форме в общей структуре расчетов, а также отсутствие ежедневной инкассации на предприятиях торговли и коммунально-бытовых услуг населению могут косвенным образом свидетельствовать о проведении операций с доходами, полученными незаконным путем.
При изучении личности клиента (физического лица) в случаях, определяемых банком, рекомендовано предлагать клиенту предоставлять информацию о постоянном месте работы и о размере полученного дохода и уплаченных налогов на основании справки из налоговой инспекции. В случае открытия клиентского счета по доверенности на имя третьего лица КБ предлагается установить его личность, а также удостовериться в полномочиях клиента, действующего по поручению третьего лица. Если не представляется возможным установить личность третьего лица, на имя которого открыт счет, то КБ следует предпринимать меры по особому контролю за движением денежных средств по данному счету.
Необходимо изучать причины перехода клиента из одного банка в другой и по возможности получить не составляющую коммерческую и банковскую тайну информацию из банка, где ранее обслуживался или продолжает обслуживаться клиент. При этом следует проанализировать также информацию, представленную самим клиентом из банка, где он обслуживался или продолжает обслуживаться. Рекомендуется осуществлять личное знакомство с клиентами и лицами, включенными в карточку подписей клиента. При текущей работе с клиентом целесообразно особое внимание уделять регулярности и своевременности представления в банк справок и другой запрашиваемой информации, а также соблюдению клиентом требований Банка России по ведению документации и отчетности.
Указанные рекомендации перекликаются с положениями американских инструкций по внедрению методики «Знай своего клиента». Основная цель методики состоит в том, чтобы дать кредитной организации возможность с высокой степенью надежности предсказать типы операций, которые вероятнее всего будет осуществлять клиент. Затем рекомендуется создать внутренние системы мониторинга операций для обнаружения сделок, не согласующихся с «моделью операций» клиента. Общепринятая практика для американских финансовых учреждений - ни в коем случае не вступать в деловые взаимоотношения до получения необходимых сведений о личности потенциального клиента. Если потенциальный клиент отказывается предоставить какие-либо из запрашиваемых сведений, с ним не следует устанавливать отношения. Более того, если требуемая в дальнейшем дополнительная информация не поступает, рекомендуется разорвать любые уже налаженные взаимосвязи.
Банкам следует учитывать, что обслуживая клиентов и осуществляя перечисленные в рекомендациях операции по поручениям клиентов через свои корреспондентские счета в иностранных банках, российский банк может быть напрямую вовлечен в процесс интегрирования доходов, полученных незаконным путем, в легальный денежный оборот. В связи с тем, что практически во всех ведущих странах мира существует законодательство по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, российские коммерческие банки могут стать объектом судебного разбирательства со стороны иностранного государства. Нужно отметить и рекомендации Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денежных средств о необходимости разработки в каждом финансовом учреждении программы обучения сотрудников по данной проблеме.