Различают финансовый, денежный, кредитный и фондовый рынки, а также рынок капитала.
Наиболее широкие границы имеет финансовый рынок, т.е. такой рынок, на котором в качестве товаров выступают:
• наличные деньги, в том числе иностранная валюта;
• банковские кредиты;
• ценные бумаги.
Исходя из товарной структуры данного рынка, он разделяется на денежный рынок и рынок капитала, а последний, в свою очередь, делится на кредитный и фондовый рынки. Таким образом, фондовым рынком называется рынок, на котором обращаются ценные бумаги.
Основные виды ценных бумаг:
Облигации - это долговые обязательства, удостоверяющие, что одно лицо (кредитор) предоставило другому лицу (дебитору) определенную сумму денег с фиксированными условиями возврата. Разновидностью облигаций являются государственные займы. Доходность облигаций обычно определяется величиной ежегодно выплачиваемого процента.
Акции - это ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю собственности акционерной компании, включая право на участие в управлении путем голосования и право на получение дивидендов из ее прибыли.
Фьючерсы - это контракты на будущие поставки, то есть обязательство продавца (эмитента) перед покупателем (инвестором) на поставку в определенное время и место определенного количества товара по зафиксированной ранее цене.
Опционы - это срочные контракты, предоставляющие их владельцам право совершить покупку или продажу определенного количества товара по фиксированной цене в определенный момент времени (европейский опцион) или до этого момента (американский опцион).
Субъекты, действующие на фондовом рынке:
• эмитенты, т.е. организации, выпускающие ценные бумаги;
• инвесторы, т.е. юридические и физические лица, вкладывающие капитал в ценные бумаги;
• посредники, осуществляющие продвижение ценных бумаг от эмитентов к инвесторам.
Затронем Российский рынок ценных бумаг. В настоящее время он достиг уже такого уровня развития, при котором эффективность инвестиций во многом определяется полнотой щи качеством аналитической работы. В особенности это относилось к рынку ГКО - ОФЗ в период до августовского кризиса, масштабы которого в то время были несоизмеримы с объемами эмиссий других видов ценных бумаг. В настоящее же время более успешно формируется рынок корпоративных ценных бумаг.
Используемые на практике приёмы и методы исследования фондовых рынков можно объединить в две большие группы, взаимодополняющие друг друга и, в то же время, базирующиеся на принципиально различных подходах.
В первую группу входят методы фундаментального анализа, которые предполагают качественное исследование как внутренних, так и внешних факторов, воздействующих на рынок в целом или на конкретные инвестиции. К таким факторам относятся политическая ситуация, общеэкономические процессы, финансовое положение эмитентов и другие.
Вторая группа объединяет методы технического анализа, базирующиеся на больших объемах статистической информации и предполагающие анализ возможных сценариев развития рынка, построение моделей взаимосвязи и динамики, анализ тенденций и колеблемости. Использование этих методов возможно только при наличии достаточно развитой технической и информационной базы.
Оба подхода направлены на решение одной и той же задачи -определение направления дальнейшего движения цены. При этом фундаментальный анализ изучает причины, движущие рынком; объектом исследования технического анализа являются только следствия данных причин.
Основными принципами технического анализа рынка ценных бумаг являются:
- принцип отражения;
- принцип тренда;
- принцип повторяемости.
Сущность принципа отражения заключается в том, что воздействие на данный инвестиционный актив политических, макроэкономических, социальных, психологических и внутренних факторов отражается на объемах спроса и предложения, которые, в конечном итоге, формируют цену данного актива. Инвестора же больше всего интересует именно конечный результат, т.е. цена, поэтому детальный качественный анализ самих факторов (балансовых отчетов, отчетов о прибылях и убытках, отраслевых индикаторов и т.д.) в большинстве случаев может представляться несущественным или нецелесообразным.