В течение второго этапа - до конца июня 1999 г. - Российская Федерация вправе использовать другие ограничения, наиболее важными из которых являются запрет на проведение иностранными банками операций с акциями российских компаний и установление минимального остатка на счете частного лица - резидента РФ в иностранном банке в размере 55 тыс. ЭКЮ. Другими словами, только очень состоятельные российские граждане, которые могут положить на счет сумму 55 тыс. ЭКЮ, имели право обслуживаться в иностранном банке. Кроме того, в течение этого срока Россия была вправе ограничивать количество филиалов иностранных банков. В настоящее время Центральный банк РФ разрешает иностранным банкам, помимо головной конторы, открывать один филиал. Наконец, Российская Федерация сохраняет за собой право, не ограниченное сроками или условиями, продолжать практику установления квоты, т.е. максимального удельного веса иностранного капитала в банковской системе России.
Параллельно с расширением сети коммерческих банков в конце 90-х гг. принимались меры по укреплению их надежности. В этом направлении активную работу проводил Центральный банк РФ, осуществляя надзор и регулирование деятельности коммерческих банков. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала. Изначальная недостаточность капитала привела к цепочке дальнейших негативных последствий: невозможности предоставлять сколько-нибудь значимые для клиентов кредиты, управлять кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России экономических нормативов, недостаточной рентабельности операций и др. В 1996 г. Центральный банк Российской Федерации издал новую редакцию Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций», в соответствии с которой минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций был установлен на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2,0 млн. ЭКЮ (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 500 тыс. ЭКЮ). ЦБ РФ предусмотрел меры по постепенному доведению минимального размера уставного капитала до 5,0 млн. ЭКЮ (к 1 июля 1998 г.), т.е. до уровня, позволяющего российским банкам соответствовать международным правилам достаточности капитала.
Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставного капитала кредитной организации и нераспределенной прибыли был установлен в сумме, эквивалентной 5 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).
Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации с ограниченным кругом операций был установлен в сумме, эквивалентной 1 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г.).
Предполагалось, что процесс укрепления банковской системы должен сопровождаться преобразованием банков, не соответствующих новому уровню минимального капитала, в другие кредитные организации с ограничением круга выполняемых ими операций (прежде всего запрещением привлечения вкладов населения) либо в филиалы более крупных банков[9].
В результате принятых решений Банка России активизировался процесс создания банков с более крупным капиталом, удовлетворяющим новым стандартам. Процесс концентрации банковского капитала давал возможность укрепить надежность всей системы банков. Одновременно разрабатывалась нормативная база по процедуре санации, реорганизации и ликвидации банков в первую очередь в связи с их несостоятельностью (банкротством). Однако практика свидетельствовала о проблемах в банковской сфере. Кризис платежеспособности клиентов банков, плохое качество кредитных портфелей, рисковая политика, введение валютного коридора, ужесточение резервных требований и прочие факторы привели к резкому снижению доходности банковской деятельности. По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России завершили 1995 г., а затем и 1996-1997 гг. с убытками.
В период финансового кризиса 1998 г. банковская система России понесла наиболее ощутимые потери по сравнению с другими секторами экономики. Величина потерь капитала банков, по оценке ЦБ РФ, на 1 декабря 1998 г. превысила 100 млрд. руб., а недостаток высоколиквидных активов для выполнения текущих обязательств достиг 38,0% общего объема таких активов и 8,6% общего объема обязательств банков.
Резкое снижение уровня доверия ко всей банковской системе и к отдельным банкам (как со стороны банковского сообщества, так и со стороны корпоративных клиентов) привело к замораживанию операций на межбанковском денежном рынке.
За август-октябрь 1998 г. объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов снизился в рублях и в валюте на 1/3.
В этих условиях было признано необходимым осуществить реструктуризации банковской системы.
Свою роль в процессе реструктуризации банковской системы призвано сыграть Агентство по реструктуризации кредитных организаций, создаваемое совместно Правительством Российской Федерации и Банком России.